Page 329 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 329
, ВЕДИЧЕСКИЕ МИФЫ ОБ УТРЕННИХ БОЖЕСТВАХ 329
в тех строфах, которые относились к нижнему
миру. Эта же идея, относящаяся к аду, лежит в ос-
нове многих представлений и у других народов.
Я думаю, что д-р Уоррен правильно выявил древ-
ние соображения, касающиеся положения антипо-
дов в подземном мире.
В древности люди могли представлять себе
этот мир в образе перевернутой небесной полу-
сферы, погруженной в мрак и наполненной во-
дой. Вот почему Ашвины должны были проде-
лать отверстие в ее стенке и пустить воду квер-
ху, чтобы она, достигнув неба, могла пролиться
вниз дождем и напоить жаждущего Готаму.
Аналогичные черты приписываются и Марутам в
гимне (I, 85, 10, 11), и это тоже следует пере-
водить таким же образом. Такие определения,
как «учхчха-будхна» («вверх дном») и «джимха-
бара» («с отверстием внизу или на боку»), буду-
чи применены к колодцу («авата»), четко указы-
вают на нечто необычное или же на переверну-
тость объекта, о котором идет речь. Мы не мо-
жем воспринимать это как указания на облака,
так как о колодце говорится, что он выплеснут
вверх, чтобы вода из него могла течь именно
туда.
О концепции ада, где все перевернуто кверху
ногами, говорится фактически и в гимне (I, 24, 7),
повествующем о том, что Варуна, обладатель
высоко почитаемой силы, «воздвиг ствол дерева
в бездонном мире», и лучи его, «скрытые от
нас», как^ там указывается, «подняты вверх дном
и льются вниз» («ничхинах»). Такое описание
мира Варуны точно соответствует концепции
ада. Он точно описан, если рассматривать его
как место, где все перевернуто, как полусферу,
устроенную именно так. Это отражает точку зре-
ния человека, живущего в нашем мире, полагаю-
щего, что в нижнем мире, не имеющем опоры