Page 471 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 471

ЗНАЧЕНИЕ  РЕЗУЛЬТАТОВ  ПО  ИССЛЕДОВАНИЮ ИСТОРИИ...    471

        сравнительной    мифологии     или   в  истории   рели-
        гий,  мы   будем  все  глубже    и  всесторонней   при-
        ходить  —  единственно   только   путем  рассмотрения
        абсолютно    достоверного    материала   —  к   убежде-
        нию,  что   общий   базис  древних    европейских    ре-
       лигий   представлял    собой  почитание   сил  природы,
        которое  прослеживается     во  всем  индоевропейском
       периоде    истории».
           То,   что   ведические     боги  —  Ушас,   Адитьи,
       Ашвины     или  Вритрахан    —  характеризуются    приз-
        наками,   говорящими     о  севере,  приводит   к  подт-
        верждению    заключений    лингвистов    или  к  полно-
       му   этимологическому     соответствию    этих   божеств
        небу,  утру,  огню,   свету  или  другим    природным
       явлениям.    И  с  какой  бы  стороны  мы   ни  подходи-
       ли   к  этому   вопросу,   мы   обязательно   придем    к
       заключению,     что  сияющее   небо  (Дьяус  Пита),  сол-
       нце  (Сурья),  заря  (Ушас),  огонь  (Агни),  гроза  или
       гром   (Таньяту)  —  все  они  уже  достигли   ранга  не-
       бесных    существ,   или  богов,  в  изначальные     вре-
       мена:  этимологические    совпадения,  подобные   «ядж»
       в  санскрите,    «яз»  в  Зенде   или   же  «азомаи»    в
       Греции    показывают,    что  в  эти  изначальные    вре-
       мена   люди   почитали   этих  богов  и  приносили    им
       жертвы.
          По   тем  материалам,    которыми    мы  сейчас   рас-
       полагаем,   мы   не  можем   выяснить,    когда  именно
       природным     явлениям   стали  воздавать   почести  как
       богам  —  при   наступлении    межледникового     време-
       ни   или  даже   до  этого.  Но  уже  не  носит   формы
       вопроса   *от  факт,  что  поклонение  явлениям   приро-
       ды   как  проявлениям    небесных   сил  было   известно
       в  среде  еще   не  разделившихся    арьев  на  их  арк-
       тической    родине,   а  затем,  в   постделювиальный
       период    арийские     религии    развились    из   этих
       древних   систем   богопочитания    и  жертвоприноше-
       ний.   Мы   видели,  что  в  Ригведе  упоминаются     та-
       кие   давние  жертвоприносители,      как  Ману,   Анги-
   466   467   468   469   470   471   472   473   474   475   476