Page 498 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 498

498                                             ГЛАВА ХШ

      пений    и  гимнов,   но   это  не  решает    вопроса  о
      том,   что  сюжеты    этих   гимнов   могли    быть  по-
      рождены     ими.  Тот  факт,   что  божества   именова-
      лись   древними    в  противоположность     адресуемым
      им   гимнам   (VI,  62,  4)  и  им  сообщались   в  гим-
      нах   атрибуты   северного   характера,  дает  нам воз-
      можность     ответить    на  этот   вопрос   так:   хотя
      словарный     состав  гимнов    был   новым,    суть  их
      сюжетов    была   старой,  то  есть  традиционно   пере-
      данной    поэтам   из  глубин   древних   времен.   Так,
      в  одном   из  гимнов   (X,  72,  1-2)  поэт,  желая  от-
      праздновать    зарождение     или   возникновение    бо-
      гов,  начинает    словами:   «Начнем    ради   восхвале-
      ния   праздновать    (воспевать)   в  гимне   рождения
      богов,  чтобы   хоть   один  из  нас   в  эти  грядущие
      времена    мог   увидеть   их»   («йях  пашьяд    уттаре
      юге»).
         Здесь   мы   видим   ясный   контраст   между   фак-
      том   рождения    и  поэтом,  который    может   увидеть
      в  гимнах   будущее.   Это  означает,   что  суть  сюже-
      та   связана   с  прошедшими      веками    и  что  поэт
      празднует    (воспевает)  свое  предвидение,    или   ви-
      дение    будущего    существования     этой   сути.  Тот
      взгляд   на  ведические   гимны   или   их  содержание,
      что   они  были   предвидимы,     а  не  сотворены    са-
      мими    риши,   поддерживается     этими  словами. По-
      добное    же   выражение     мы    видим    и  в   гимне
      (VIII,  59,  6),  где  говорится:   «Индра    и  Варуна!
      Я  увидел   силой  подвижничества     («тапас»),  то, что
       вы  прежде   дали   риши   (то  есть)  мудрость,  пони-
      мание   речи,  свято   услышанное    («шрутам»)    и  все
      те  места,   которые   создали   мудрецы,    когда  при-
      носил»»  жертвы».    Мысль    о  предвидении   сути  сю-
      жетов   ведических    гимнов   выражена     здесь  почти
       теми  же  словами,   что  и  произносил   Вьяса  в ука-
       занном   отрывке   из   «Махабхараты».     Видя   такие
       выразительные     тексты,  мы   понимаем,    что  един-
       ственным   путем   к  примирению     конфликтных     ут-
   493   494   495   496   497   498   499   500   501   502   503