Page 520 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 520
520
водило к арктической теории. — Профессор Макс Мюллер го-
ворил о тройном смысле образа коров в Ведах. Это коровы как
дожди, как животные и как рассветы или дни в Ригведе. —
Прохождение коров в течение десяти месяцев обозначает срок
длительности обычных дней и ночей, подобно 350 быкам Ге-
лиоса. — Кража Гермесом быков Аполлона. — Коровы, по-
хищенные Вритрой в Ведах. Является как бы кражей дней-ко-
ров, а следовательно, причиной долгой ночи. — Дальнейшие
свидетельства в Ведах о жертвоприношениях. — Классификация
жертвоприношений Соме. — Разница между экаха и ахина. —
Жертвоприношения в течение ста ночей. — Годовые саттры
подобно Гавам аянам. — Модель или схема проведения их. —
Другие их модификации. Сейчас все основывается на граждан-
ском календаре, но все же длится те же десять месяцев, как
в древности. — Ночные жертвоприношения теперь бывают
включены в число дневных. Еще не объяснена причина их
древней длительности в 100 ночей. Подходящее объяснение кро-
ется в арктической теории. Даже теперь продолжают выжи-
мать сок сомы в часы атиратры, то есть всенощного жертво-
приношения. — Аналогичны и другие ночные жертвоприно-
шения. В древности проводились ратри саттрас — жертвопри-
ношения во время долгой ночи. Эти возлияния сомы предна-
значались Индре с целью помочь ему в битве с Валой. —
О долготе ночи говорит название «сто ночей» — «шата ратра».
Соотнесение этого с легендой об Адити и семи месяцах сол-
нечного света. — Разъясняется, прочему Индру называли именем
Шатакрату в Пуранах. Этот эпитет был не понят западными
учеными. — Подобие жертвоприношений сомы и ашвамедхи. —
Эпитет Шатакрату никогда не пересказывался в Ведах, в отли-
чие от других эпитетов. Это указывает на то, что он относился
только к Индре. — Мнение д-ра М. Хауга о том, что слово
«крату» в Ведах означает жертвоприношение. — Сто фортов
«пура» (городов) Вритры. Объясняется как сто мест тьмы или
ночей. — Легенда в Авесте о том, как Тиштрия борется с Апао-
шей. Это то же самое, что борьба Индры с Вритрой. В Авесте
описано как Тиштрия сражается от одной до ста ночей. Это
независимое подтверждение факта сотни ночных жертвоприно-
шений сомы. — В Авесте есть такое определение, как «сэто
карахе». — Обсуждение значения и сути атиратры. Оно обоз-
начает всенощное жертвоприношение сомы в начале или в
конце долгой ночи. — Последовательное сложение цикла дня
и ночи. Это, соответственно, предшествует годовым саттрам. —
Отмечает завершение долгой ночи и начало периода солнца. —
Саттра, атиратра — это ночные жертвоприношения. — Ати-
ратра легла в основание годичного круга жертвоприношений
в древности. Ясно указывает на сто ночей долгой тьмы в
древности. Таким образом, древняя система жертвоприношений
соотносилась с годом. Обе формы были адаптированы в тек-
стах Брахман на новых землях расселения, подобно реформе
Нумы 4, старом римском календаре. — Важность выводов из
свидетельств о жертвоприношениях.
ГЛАВА IX. ВЕДИЧЕСКИЕ МИФЫ О ПЛЕННЫХ ВОДАХ . . .251
Подведение итогов о прямых свидетельствах, относящихся к ар-
ктической теории. — Разница в характерах мифологических
свидетельств. — Школы их интерпретации. — Школа нату-
ралистов, или Нирукты. — Теория рассветов и объясняемые ею
мифы. — Теория штормов, Индра и Вритра. — Теория весны