Page 53 - OMTPZG
P. 53
сознательную жизнь воюю против этого. Мы, русские, и западные народы живем в
совершенно различных жизненных измерениях. В человеке заложены три начала:
материальное, разумное (интеллектуальное) и духовное. С этим, практически никто не
спорит. Запад избрал смыслом своего существования материальные блага, комфорт и
индивидуализм, тем самым отдалился от заданной (божественной) сущности человека, его
функционального предназначения. Человек Запада живет и мыслит категориями
материалистического рационализма. Жители Востока, в том числе и России, ближе к
«одухотворенному разуму», живут в координатах добра и совершения духовного и
интеллектуального подвига. Поэтому, делаю категорический вывод: Запад в своем
развитии катастрофически отстает от народов не западных стран. И задача России, с ее
всечеловечной, по Достоевскому, сущностью – помочь народам западных и некоторых
африканских стран встать на истинный путь развития. Помочь вновь стать людьми. Приведу
цитату из исследования двух профессоров, моих друзей и современников, докторов трех
наук: доктора исторических наук – В. Багдасаряна и доктора политических, а также
физико-математических наук С. Сулакшина: «Корректным является вопрос об исторически
постоянном «отставании» России от Запада и необходимости ее рывковых модернизаций
(Петра Первого, Сталина, Столыпина). Ответ заключается в разных критериях развития: на
Западе – технократическом, на Востоке и в России – ценностно-духовном. Что более ценно в
историческом плане? Для диктата, насилия, военных агрессий и материального потребления,
очевидно, первое. Для сущностного категориального прогресса человека, отличающегося от
животного – второе. Отставание ли это? Скорее, это другая цивилизация»23. Добавлю: Запад
– менее человеческая цивилизация. И не соглашусь с коллегами, сделавшими сравнительный
намек на схожесть Запада с животным миром: «Не обижайте животный мир, в нем, по
крайней мере, нет однополых браков».
И еще обозначу один момент – наше явное «умственное отставание» от братьев
меньших: они не уничтожают среду обитания, берегут ее, и не приватизируют. Сильные
стада (стаи, семьи, прайды), определяют территорию, необходимую для выживания и
достатка для количественного развития, охраняют ее от конкурентов. Но подчеркнем при
этом: «Даже цари зверей – львы не контролируют территорию, превосходящую их
потребности». Принцип умеренного достатка главный в сообществе хищников. И львиная
семья не убьет антилоп больше, чем необходимо для пропитания, а обезьяна не сорвет
излишка плодов. Ибо животные «думали» не только о дне текущем, но и будущем, о
будущих поколениях. А значит, те же львы берегли стада антилоп. Можно с уверенностью
предположить, что все животные обитали в едином информационно-энергетическом поле,
регулировавшем их общее поведение. Такими были когда-то и наши далекие предки. Иначе
и быть не могло. Я моим дорогим студентам задаю тест: «Написать фамилии двадцати
наиболее известных американцев». Они, как правило, называют 8–10 выдающихся
политиков, государственных деятелей, 10–12 американских сверхбогачей. Второй мой тест
звучит следующим образом: «Назовите самых богатых людей России за всю ее историю до
90-х гг. прошлого столетия». И здесь у студентов возникают серьезные трудности. Это
связано с тем, что на Руси доминировал принцип материального достатка и ничего лишнего.
Накопительство, стяжательство отрицалось в обществе. Как остро высмеивали такие черты
Гоголь, Салтыков-Щедрин, да и вся русская литература. И слово «богатство» созвучно
божественному смыслу, божественной заданности человека. Значит, мы, настоящие русские,
будем жить долго. Если устраним с русского поля все нам чуждое, будем чтить
матушку-природу, беречь ее и жить по ее, а не либеральным законам. Встроенность в
природу и окружающую среду создавала гармоничные условия для выживания и
развития всех видов живого мира. У существа разумного такие принципы общежития
формировали соответствующую систему нравственности . Мозг, более совершенный чем
23 Багдасарян В. Э., Сулакшин С. С. Религиозное и научное познание. М.: Научный эксперт, 2013, с. 144.