Page 61 - OMTPZG
P. 61

движут развитие человечества. И в рамках того же культурно-исторического типа также
заложено многообразие для «цветущего» развития и приспособления к окружающей
природе. И для страховки от идиотов. То есть, конструкция человечества должна быть
устойчивой ко всяким катаклизмам, как к природным, так и к «разумным». Поэтому,
человеческая цивилизация далеко не едина в своей культуре, истории, архетипе человека.
Она есть многообразие культур, историй и образов людей. И не только природа и Создатель
рождают человека, но каждый тип человека рождает свой мир, по-своему воспринимает всю
систему мироздания и окружающую среду. Каждый культурно-исторический тип, каждая
цивилизация живут и творят в своем пространстве, времени и в рамках своей
функциональной предназначенности (или выходят из нее).

       Н. Я. Данилевский в работе «Россия и Европа» (1871 г.) писал: «События, одинаково
важного для всего человечества, разделяющего историю человечества на разные периоды,
попросту не существует. Даже к христианству разные народы приходят в разное время… все

исторические племена имели свою древнюю, свою среднюю и свою новую истории»26.
Данилевский приходит к понятию культурно-исторического типа, то есть «формы
исторической жизни человечества, как формы растительного и животного мира, как формы
человеческого искусства (стили архитектуры, школы живописи), как формы языков
(односложные, приставочные, сгибающиеся), как проявление самого духа, стремящегося
осуществить типы добра, истины и красоты». И только для конкретного типа (цивилизации)
можно ввести понятия древней, средней и новой истории. Общечеловеческой же
цивилизации просто не существует. Русский мыслитель XIX века рассматривает
человечество через призму составляющих его культурно-исторических типов, каждый из
которых имеет собственную историю, свой возраст, пору цветения и затухания. И если
общечеловеческой цивилизации не существует, а есть самобытные, политически
независимые культурно-цивилизационные сообщества, значит, и история человечества есть
совокупность истории отдельных цивилизаций.

       Возможно, это обстоятельство сыграло с человечеством злую шутку: вместо того,
чтобы научиться понимать друг друга, цивилизации стали «мочить» друг друга, более
сильные – пытаться переделать всех других под себя, под свой образ жизни, под «своего
Бога», или попросту уничтожить не похожих. И писать историю не только о своем прошлом,
но обо всем человечестве, выставляя себя только с положительной стороны и оправдывая
любые свои злодеяния. И подобное продолжается по сей день. Самый наглядный пример
сегодня это искажение истории Второй мировой войны. Советский Союз уже выставляется и
«поджигателем» войны, и государством, которое воевало лишь благодаря поддержке США и
Англии и не внесло весомого вклада в Победу. И так во все века и эпохи. В результате мы
имеем в XXI в. совершенно искаженную историю человечества, зараженную
античеловеческим вирусом культуру, не объективную, а порой глупую науку. Подавление
иных культурно-цивилизационных начал есть преступление против Вселенского
разума, Бога, планеты Земля в ее всеобъемлющем измерении . Возникает естественный
вопрос, который автор ставил ранее, – а является ли Запад культурно-историческим типом,
цивилизацией? Н. Я. Данилевский убедительно доказал, что историю человечества, развитие
и истинный прогресс творили не империи, государства, и не отдельные народы, а
культурно-исторические сообщества, которые в период своего расцвета вырастают в
цивилизации. Прочитывается в работе вывод: к цивилизациям (культурно-историческим
типам) относятся те сообщества, которые внесли наибольший полезный вклад в общую
копилку человечества и природы, и которые обладают высокой культурой, как
функцией совершенствования (развития) человека и общества . Н. Я. Данилевский
определяет десять таковых, начиная с египетской цивилизации. Русский и американский
типы он считал молодыми, формирующимися. Три типа – кельтский, мексиканский и

   26 Данилевский Н. Я. Россия и Европа. 1871.
   56   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66