Page 9 - Шах Планете Земля
P. 9

8
            косной материей. В наказание за совершенные  проступки душа помещается в бренное тело.
            От жизни к жизни она переходит из тела в тело,  пока не будет  оплачен долг  за прошлое.
            Альбигензеры отвергали ритуалы и таинства церкви, а также идею воскрешения из мертвых.
                Инквизиция, полнее всего проявившая себя, начиная с XII века в борьбе против сектантства,
             распространившегося на юге Франции и в Испании, без сомнения, является одной из самых
             темных страниц нашей истории. Она была отменена в Испании только "в 1808 году, а в 1870
             году  —  и  в  Ватикане.  Деятельность  инквизиции  оказала  существенное  влияние  на
             дальнейший ход истории.
               Монополия  Церкви  в  духовной  области  со  временем  перестала  восприниматься  как
            должное. В эпоху Просвещения наука вырвалась из стереотипов мышления, навязываемых
            Церковью.


                                  Научный контроль над человеком



               В конце XVIII века Томас Роберт Мальтус (английский экономист и историк, 1766-1834 гг.)
            выдвинул гипотезу о более высоких темпах прироста народонаселения по сравнению с ростом
            производства средств к существованию. Он обосновывал эту идею тем, что "рабочий класс
            размножается слишком быстро". По Мальтусу, существуют классы, стоящие ниже, и классы,
            стоящие выше. Он был первым, кто начал пропагандировать использование биологических
            мер для предотвращения демографического взрыва.
               В  середине  XIX  века  Чарльз  Роберт  Дарвин  (английский  натуралист,  1809-1882  гг.),
            основываясь на гипотезе Мальтуса, разработал  свои известные теории о происхождении и
            развитии человека.
               Фрэнсис  Гальтон  (английский  психолог,  1822—1911  гг.),  сводный  брат  Дарвина,
            стремившийся  улучшить человеческую расу  посредством селекционного отбора, развил ту
            область евгеники — учения об улучшении человеческой природы биологическим путем,  —
            которая  позже  снискала  сомнительную  славу  под  немецким  названием  "Расовая  теория".
            Конечно,  истоки  расизма  своими  корнями  глубоко  уходят  в  историю.  Тем  не  менее,  его
            настоящее связано с работами француза Артура Комте де Гобино (1816—1882 гг.), автора
            классического расистского трактата "Исследование неравенства человеческих рас".
               Нет необходимости вдаваться в более детальное рассмотрение этого вопроса. Следует лишь
            указать  на  то,  что  своих  страстных  приверженцев  это  новое  "социал-философское
            направление"  нашло  в  сфере  психиатрии,  где  и  продолжало  развиваться,  а  своего  апогея
            достигло в Третьем Рейхе в виде расовых законов (нюрнбергские законы).
               В середине XIX века профессор философии Лейпцигского университета Вильгельм Вундт
            (1832—1920 гг.) основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Вундт
            рассматривал  проявление  воли  как  непосредственную  реакцию  человека  на  комбинацию
            воспринятых раздражителей, но ни в коем случае не как сознательную целеустремленность
            обладающего свободной волей индивидуума. Он был убежден, что человек лишен души и
            способности к самоопределению. Вундт пытался доказать, что человек представляет собой
            сумму своего предшествующего опыта  — раздражителей, запечатленных в его сознании и
            подсознании.  Теория  Вундта  заложила  философскую  основу  принципов  кондиционизма  —
            теории  познания,  в  которой  понятие  причины  заменено  понятием  совокупности  условий,
            развитых  впоследствии  Павловым  (русский  психолог,  1849—1936  гг.)  и  американскими
            психологами,  сторонниками  бихевиоризма  (англ.  behavior  —  поведение  —  Прим.  перев.).
            Внедрение принципов кондиционизма проявилось в применении лоботомии и электрошока в
            практике психотерапии, создании школ, ориентированных больше на социализацию детей,
            чем на развитие у них интеллекта и культуры, в появлении общества, нацеленного лишь на
            удовлетворение своих материальных потребностей.
               В  1905  году  в  Америке  (Пенсильвания)  был  предложен  один  из  первых  законов  о



            К оглавлению
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14