Page 144 - vovie
P. 144

Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы»  143

существование римской церкви. Я думаю, что, по меньшей мере, половина из них представляет
собой чистый вымысел. Однако жития святых инициируют образ замкнутого сообщества,
которое непрерывной линией тянется аж к апостольским временам. Они создают
неопровержимое в глазах западного человека свидетельство подлинности историографии
Старого Света.

       Географические рамки «мученичества и святости» широко растянуты; они охватывают все
области, которые когда-либо были (или могли быть) сферой католического влияния, либо
задним числом объявлялись таковыми, включая Северную Африку, весь Ближний Восток и
Персию. После трех столетий совместной целенаправленной «историотворческой»
деятельности именно бол-ландистам довелось подвести под историю католической церкви
солидно забетонированный фундамент.

       В связи с огромной значимостью всего этого комплекса, я хочу привести слова
евангелистского теолога Адольфа Харнака из Дерпта 208, так оценившего значение
апостольских и мученических легенд: «С течением времени на страницах художественных
полотнен католических писателей образы их расцвечивались все более яркими и
ослепительными красками. Что касается романов, то с IV по XI век они появлялись в
удивительном изобилии и завоевали сердца христиан всего мира – от Ирландии до абиссинских
гор и от Персии до Испании… Нужно сказать, что целые поколения христиан, целые
христианские нации оказались духовно ослеплены этим нестерпимым свято-мученическим
сиянием. Теперь глаза их закрыты не только для видения действительной истории, но и для
света правды вообще» (1893, с. 26).

       Перед очищением, предпринятым по заданию курии сплоченной когортой болландистов,
у человечества, возможно, еще оставался мизерный шанс при помощи анализа строжайшим
образом отобранного материала вышелушить зернышко истины или, по крайней мере, хоть
краем глаза заглянуть за непроницаемую завесу, окутавшую ранние столетия. Болландисты
именно так и сформулировали свою задачу. В поте лица трудились иезуиты, преследуя вполне
понятную корысть: они защищали свою веру. Нет ни малейшей надежды на то, что они
действовали бескорыстно и объективно, независимо от своей веры. Так что элита
католического духовенства – орден Иисуса – надежно опечатала историю, по крайней мере, в
данном аспекте, сделала корпус корабля истории водонепроницаемым и пришвартовала его в
надежной гавани, поставила его на солидный якорь. Так как о средневековье мы располагаем
почти исключительно свидетельствами церковников – «только церковники умели писать», – то
вряд ли будет создан когда-либо правдивый портрет того времени 209.

Итог

       Афина была могущественной богиней. Она родилась из головы отца своего Зевса,
верховного бога. Афина – порождение не плоти и крови, но блестящей мысли, и потому сама
блистательно прекрасна и достойна преклонения.

       Такой видятся мне и церковная история первого тысячелетия, и большая часть
классической литературы: созданные умными головами, занимательные и впечатляющие,
достойные восхищения и эффектные.

   208 Сегодняшний Тарту в Эстонии. Старинный Дерптский университет (основан в 1632 г., после перерыва вновь
открыт в 1802 г. как немецкий университет в Российской империи). Славился, в частности, и своими теолргами.

   209 При всем пессимизме этой заключительной фразы, хорошо понятной с позиции гуманитария, у критиков
историографии есть определенный шанс восстановить фрагменты реального прошлого. Надежду эту подают в
первую очередь междисциплинарные исследования российских критиков историографии, применяющих методы
системного анализа, точных и естественных наук, а также сравнения с историей специализированных разделов
человеческой деятельности (с историей технологий, отдельных наук), которым католическая церковь уделила мало
внимания. Другое дело, что восстановленная так история будет охватывать лишь ту краткую часть нашего
прошлого, в которую существовала письменность и велись исторические записи. А это всего несколько столетий,
меньше, чем тысяча лет.
   139   140   141   142   143   144   145   146   147   148   149