Page 9 - Жизнь после жизни
P. 9
Раймонд Моуди: «Жизнь после жизни» 8
всего ему трудно найти в человеческом языке адекватные слова для описания этих неземных
событий. Кроме того, он сталкивается с насмешками и перестает рассказывать другим людям.
Тем не менее, пережитые события оказывают глубокое влияние на его жизнь и особенно на его
представление о смерти и ее соотношении с жизнью.
Важно заметить, что приведенное выше описание не является изложением опыта
какого-либо определенного человека. Это скорее «модель», объединение общих элементов,
встречающихся во многих рассказах. Я привожу ее здесь только для того, чтобы дать
предварительное общее представление о том, что может переживать умирающий человек.
Поскольку это модель, а не конкретное описание, я постараюсь в данной главе обсудить
подробно каждый из элементов на основании многочисленных примеров.
Прежде чем это сделать, необходимо, однако, остановиться на некоторых моментах, чтобы
ввести представленный обобщенный материал о предсмертном опыте в соответствующие рамки.
1. Несмотря на поразительное сходство между отдельными рассказами, никакие два из них
не были совершенно идентичными (хотя некоторые весьма приближались к этому).
2. Я не встретил ни одного человека, в рассказе которого присутствовали все до одного
элементы обобщенного опыта. Очень многие сообщали о большинстве из них, примерно о
восьми или более, а некоторые упоминают до двенадцати.
3. Не было ни одного элемента обобщенного опыта, который встретился бы в рассказах
абсолютно всех людей. Тем не менее некоторые из этих элементов были почти универсальными.
4. В моей обобщенной модели нет ни одного элемента, который встретился бы всего лишь
в одном рассказе. Каждый был обнаружен во многих независимых сообщениях.
5. Порядок, в котором умирающий человек проходит различные этапы, кратко
перечисленные выше, может отличаться от того, который перечислен в моей «теоретической
модели». Например, многие люди рассказывают, что они видели «светящееся существо» до того
или одновременно с тем, как они покинули свое физическое тело, а не так, как это дано в модели,
т. е. некоторое время спустя. Однако порядок, в котором этапы приведены в модели, является
очень типичным и сильные отклонения от него редки.
6. Насколько далеко заходит умирающий в прохождении этапов гипотетической полной
последовательности событий зависит от того, действительно ли он был в состоянии клинической
смерти. Похоже на то, что люди, которые были «мертвыми» пережили более яркий и полный
опыт чем те, которые только приблизились к смерти, а те, которые были «мертвы» в течение
более длительного периода зашли дальше тех, которые были «мертвы» в течение короткого
промежутка времени.
7. Несколько человек, с которыми я беседовал, были признаны умершими, реанимированы
и в своем последующем рассказе не упоминали ни об одном из этих общих элементов.
Фактически, они говорили, что они не могут вообще ничего вспомнить о своей «смерти». Весьма
интересны случаи, когда мне приходилось беседовать с людьми, которые были признаны
умершими неоднократно с разрывом в несколько лет. Они рассказывали, что не испытывали
ничего в одном случае, но имели достаточно полный опыт в другом.
8. Необходимо подчеркнуть, что я пишу в основном о сообщениях, отчетах и рассказах,
которые люди сообщили мне во время бесед. Таким образом, когда я говорю, что данный элемент
обобщенного «полного» опыта отсутствует в данном сообщении, это не значит, что я обязательно
подразумеваю, что он не имел места в опыте этого человека. Я всего лишь имею ввиду, что этот
человек не говорил мне об этом элементе или, что из его рассказа нельзя сделать определенного
заключения, что он его пережил. С учетом всех этих оговорок давайте рассмотрим некоторые
основные этапы и события, имеющие место во время умирания.
НЕВЫРАЗИМОСТЬ
Основа взаимопонимания при пользовании языком зиждется на существовании широкой
сферы общечеловеческого опыта, к которому причастно большинство из нас. Это обстоятельство
является источником существенных затруднений, осложняющих самообсуждение тех явлений, о
которых речь пойдет ниже. События, пережитые теми, кто непосредственно приблизился к
смерти, лежат настолько вне общечеловеческого опыта, что есть все основания ожидать
К оглавлению