Page 481 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 481

ЗНАЧЕНИЕ  РЕЗУЛЬТАТОВ  ПО  ИССЛЕДОВАНИЮ   ИСТОРИИ...  481

    сти,  известной    нашим    пророкам    и  философам.
    Д-р  Муир   посвятил   весь  третий  том   своего  труда
    «Оригинальные      санскритские     тексты»    обсужде-
    нию   этого  вопроса,  собрав  многие   пассажи    и  ар-
    гументы.   Он  включил    в  этот  том  ясный  коммен-
    тарий   Саяны    к  Ригведе,   затем  —  позднее  напи-
    санное   на  санскрите    «Введение»    к  бомбейскому
    изданию   Ригведы,   автором   которого   был   Махама-
    хопадхьяя   Раджарама    Шастри    Бодас  (второе  изда-
    ние  этого  памятника   осуществил   его  сын  М. Р. Бо-
    дас,  адвокат  Верховного   суда  в  Бомбее).  Я  приве-
    ду  здесь  только  краткую   сводку   разных   взглядов
    индусских    теологов,  не  анализируя    их  взаимных
    противоречий,     которые    отражены     в  указанных
    публикациях.
       Стоящий    перед   нами   вопрос  сводится   к  двум
    проблемам:
       1)  были   ли   риши   авторами    Вед,  причем    не
    только   слов  гимнов,    но  и  всей  указываемой     в
    них  религиозной    системы,   те  риши,   которым   ав-
    торство  приписывается    в  Анукраманиках     (древних
    индексах   к  Ведам),   то  есть  были   ли   они  авто-
    рами   в  том  смысле,   в  каком   Кал ид аса  называ-
    ется  автором  «Шакунталы»;
       2)  существовали   ли  эти  гимны   с  незапамятных
    времен,   то  есть  являются   ли  они  вечными    и  не
    имеющими     даты    начала?
       Конечно,   сами   по  себе  гимны    содержат    луч-
    шие   ответы   на  эти  вопросы.   Но,  как   писал  д-р
    Муир   во  второй  главе  указанного  тома,  изречения
    ведических    риши   не  единогласны.
       Так,  наряду   с  пассажами,   в  которых    ведичес-
    кие  барды   выражали    свои  эмоции,   надежды    или
    страхи,   или    же    молились    о    благоустройстве
    мира,   просили    помощи    в  победе   над   врагами,
    осуждали    вредоносные   деяния,   вроде  игры   в  кос-
    ти  (X,  34),  или  же  описывали    события,   которые
    казались   им  важными     для  их  времени,   а  также
   476   477   478   479   480   481   482   483   484   485   486