Page 484 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 484

484                                            ГЛАВА  XIII

     зарожденного»)    в  прежние    времена   достигли   пу-
     тем   подвижничества     («тапас»)   обретения   Вед   и
     Итихас,   которые    исчезли    в  конце   миновавшей
     юги».   Поэтому   риши    именуются    «теми,   кто ви-
     дел»,  а  не  сам  создавал   Веды.  И   упоминания    о
     личностном    предназначении,    встречающиеся     в не-
     которых   Шакхах    — ветвях   Вед или разъяснений к
     ним,  таких,  как   «Тайттирийя»,    «Катхака»   и дру-
     гие,—  равно   как  и  указания  в  самих   гимнах,  го-
     ворящие,   что  такой-то   и  такой-то  «сделали»   или
     «породили»    гимны,   служат  лишь   пояснением    того
     факта,   что   определенные     Шакхи,    или    гимны,
     были   восприняты     и  только   восприняты     опреде-
     ленными    риши    или  поэтами.
        Это  не  значит,   однако,   что  мы   увидим   про-
     цесс  тщательного    разбора  доктрины    вечности  Вед
     до  того,  как  обратимся   к  трудам   представителей
     разных    школ     индусской    философии      («дарша-
     нас»).  Д-р  Муир   правильно    замечает,  что  каждо-
     го  может   поразить   «острота  их  рассуждений,    ло-
     гическая  точность   в  аргументации   и  встречающая-
     ся  живость    и  изобретательность    в  подборе  при-
     водимых     иллюстраций».      Все   они   утверждают,
     что,  начиная   от  самой  глубины   нерушимой     древ-
     ней  традиции,    нет  упоминаний     в  Ведах   об  ав-
     торстве  людей,    которые   создавали   или   которым
     приписывали     создание  гимнов.   Принимая    во вни-
     мание   высокую    ученость  и  набожность    этих  спе-
     циалистов,    мы   должны     считать   их   показания
     безупречными     подтверждениями      традиции,    кото-
     рая  датируется    второй  половиной    I  тысячелетия
     до  н. э.
        Но  хотя   традиция   эта,  древность   которой  так
     точно  устанавливается,   заслуживает   внимания, нам
     следует   все  же   серьезно   ее  обсудить   в  нашем
     исследовании,    касающемся      характеристики    Вед,
     так  как   мы  считаем    ее  недостаточной,   если  да-
     же   не  отрицательной,    ибо  она   говорит   лишь   о
   479   480   481   482   483   484   485   486   487   488   489