Page 256 - Древняя Ведическая Русь основа сущего
P. 256
господствующей в Хазарии. Верхи стали иудеями, а 255 простые люди исповедовали то, что хотели. В Хазарии
евреи жили в городах, захватили важные должности, занялись любимой работорговлей. Еврейский язык
становился общим для всех.
В Хазарии евреи влияли на торговлю, в других вопросах никакого положительного влияния не было. Они
всюду стремились захватывать торговлю, финансы, промышленность не для блага страны и народа, а для своего
племени. Хазарская элита была уничтожена во время гражданской войны, а простые хазары были задавлены не-
посильными налогами, в десятки раз большими, чем во всём арабском мире. Деятельность евреев не способство-
вала росту могущества страны, но вела к её упадку и вырождению от грабежа.
Со второй половины IX в. хазары захватили племена уличей и тиверцев. Киев под игом хазар не был, но
поселения евреев там были. В 964 - 965 гг. Святослав Храбрый разгромил иудохазар, привёл в Киев пленных и
евреев, которые здесь и осели. При Владимире евреи также были в Киеве. Феофан в Хронографии первого деся-
тилетия IX в. говорил, что в Фенагории (русская Тмутаракань) преобладало еврейское население, это был жидов-
ский город. Поселения жидов были в Керчи, Херсоне. В Тмутаракани влияние жидов усилилось в период рас-
цвета Хазарии. После разгрома иудохазар Святославом, власть русских князей была восстановлена и в Тмутара-
кани. Евреи оказались под властью Киевской Руси.
Во времена Ярослава Мудрого в первой половине XI в. прямых упоминаний о евреях на Руси нет, они уже
не играли какой-либо роли. Но встречаются два имени. В 1035г. Ярослав посадил в Новгороде на княжение своего
сына Владимира и поставил там епископом Луку Жидяту. До него в Новгороде после смерти Иоакима Корсуня-
нина в 1030г. 4 или 5 лет не было епископа. Ученик Иоакима Ефрем должен был стать епископом, но Ярослав
поставил близкого ему, прибывшего с ним из Киева Жидяту. В древних летописях, Лаврентьевской, Ипатьевской,
имя Лука опущено, он назван просто Жидята, хотя епископов всегда называли по имени. Жидята был еврей,
крещёный ещё мальчиком при Владимире. Он был отдан в школу и при Ярославе стал одним из его домовых
священников. Жидята в поучении говорит языком Моисеева десятисловия. Напрашивается вывод, что Жидята
спровоцировал Ярослава на заговор против Владимира Святославича с целью убийства Владимира и его сыновей.
В 1055г. по смерти Ярослава на Жидяту донесли его холопы Дудик Козьма и Демьян. В суд на него подал
Ефрем. Жидяту вызвали в Киев, держали там 3 года. По смерти Ефрема(?) Изяслав Ярославич оправдал Жидяту
и вернул в Новгород. Не за это ли Изяслава выгнали киевляне и разграбили его богатство, а он, чувствуя свою
вину, не мстил им. Мы знаем как его сын Святополк Изяславич покровительствовал евреям, не исключено, что
Изяслав вёл такую же политику. Значит, при Ярославе и Владимире в Киеве были еврейские общины, они кре-
стились в христиан, подчиняясь обстоятельствам, но оставались иудеями и достигали высоких постов как Жи-
дята.
Илларион, просвитор церкви св. апостолов Петра и Павла в княжеском селе Берестове указал на наличие
евреев в Киеве. Он написал труд "О законе, Моисеем данным и о благодати и истины, Христом давшим”, в кото-
ром полемизирует с евреями, раскрывает античеловеческую сущность иудаизма.
Никита-затворник сообщил Изяславу, что Глеб Святославич убит в Заволочье (1078г.). Ему это сказал
учивший его еврей. Изяслав ненавидел Святослава и его детей, отнимал стол у них. Гибель Глеба Святославича
была ему очень в радость. Он мог теперь послать Святополка в Новгород. Очевидно, евреи были сторонниками
Изяслава и Святополка Изяславича. Ненавистного, подкупленного евреями Изяслава в 1068г. киевляне прогнали
с престола и разграбили княжеский двор. Изяслав вернулся в Киев с чужестранцами ляхами. Киевляне требовали
себе Святослава, иначе грозились сжечь город и уйти в Грецию. По просьбе братьев Изяслав обещал не мстить
киевлянам, но за него отомстил его сын Мстислав, одних иссёк, других ослепил, многих погубил без вины. Ки-
евляне мстили тайными убийствами ляхов и помогли братьям вторично изгнать Изяслава из Киева. Он скитался
по чужбине до смерти Святослава в 1076г. Изяслав сблизился с чужестранцами евреями. Далее Изяслав был
ограблен два раза киевлянами и ляхами в Польше, в беседе с Всеволодом жаловался ему о своём разорении. Он
нуждался в деньгах, а значит в евреях. Живя в Польше, он видел, какую роль играли евреи при дворе, особенно
по денежной части. Евреи в древней Польше завладели чеканкой денег. Известны польские монеты XII в. с ев-
рейскими надписями имени короля Мешко или Мечислава. Еврейские монеты имели законное хождение наравне
с другими (А.Я.Гаркави, о языках евреев, живших в древнее время на Руси, 1866г.).
Изяслав покровительствовал евреям в торговле и промыслах. Монах Иаков говорит, что, кроме политиче-
ских промахов и неудач, он известен, как пьяница и блудник. Такой князь был на руку евреям, мастерам эксплу-
атировать подлых и опустившихся людей. Наруку им был и Святополк, подверженный разным слабостям. Как
сторонники этих князей, евреи ненавидели Святослава и его семью. Святослав и Глеб не любили евреев за их
подлость. Святослав был крепок в вере, прослыл книголюбцем. Это всегда служило признаком и знания и твер-
дости в вере. Зная о притеснениях киевлян евреями, Святослав в союзе с киевлянами изгнал Изяслава из Киева.
Святослав был дружен с Феодосием, не нуждался в деньгах, был сам богат и мог проводить независимую поли-
тику.
Глеб Святославич два раза княжил в Тмутаракани и был призван туда жителями, т.е. славянорусами. Они
посылали за ним Никона, родом из Тмутаракани жидовского города, и в то время переполненного жидами. Среди
жителей была большая неприязнь к жидам за их подлости. Борьба с жидовством имела большое религиозно-
общественное значение. Поэтому Глеб разделял неприязнь к жидам, был усерден в вере и церкви (Ипатьевская
летопись). Пылкий князь был способен к энергичным мерам против врагов веры и церкви, так он поступил в
Новгороде с волхвами, хулившими веру в 1071г. Такой князь мог нагнать страху на жидов, и потому евреи радо-
вались его гибели. Еврей, совращавший Никиту, сказал ему о смерти Глеба в день его гибели. Значит, евреи
участвовали в заговоре против князя в союзе с его недоброжелателями и потому раньше всех узнали в Киеве о
К оглавлению