Page 161 - USiBR
P. 161

В конференции приняли участие 29 государств и 5 доминионов Великобритании.
США были представлены только «наблюдателем» (послом в Италии), поскольку не сочув-
ствовали целям Генуэзской конференции, видя в ней европейскую конкуренцию своим соб-
ственным планам сотрудничества с большевиками.

      В советскую делегацию (председателем которой был Ленин, оставшийся в Москве)
входили Г.В. Чичерин, М.М. Литвинов, Л.Б. Красин, В.В. Боровский, Х.Г. Раковский, А.А.
Иоффе, Я.Э. Рудзутак, П.И. Нариманов, Б. Мдивани, А. Бекзадян, А.Г. Шляпников.

      Как условие признания Советской России Западом было выдвинуто требование, чтобы
она признала все финансовые обязательства дореволюционного времени и взяла на себя от-
ветственность за все последующие убытки в годы революции и гражданской войны.

      Компромисс по этому вопросу был достигнут не в Генуе, а на последующих подобных
конференциях, однако Генуэзская конференция стала первым демонстративно-
символическим коллективным шагом западных демократий в сторону легитимации власти
большевиков.

      Русские люди на родине, подвергаясь террору, не имели возможности открыто выра-
зить свое мнение по этому вопросу, кроме как множеством происходивших в то время вос-
станий. И все же мнение русского народа было высказано его частью, оказавшейся в эми-
грации.

      Приводим ниже обращения к Генуэзской конференции от двух наиболее важных ин-
станций русского Зарубежья: I Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви за
границей (декабрь 1921 г.) и Высшего Монархического Совета, олицетворявших собой ду-
ховный и политический авторитет русской эмиграции.

      Послание Мировой Конференции от имени Русского Всезаграничного Церковно-
го Собора317

      Среди множества народов, которые получили право голоса на Генуэзской конферен-
ции, не будет только представительствовать двухсотмиллионный народ русский, потому
что невозможно же назвать его представителями, и притом единственными, его же порабо-
тителей, как нельзя было в средние века признать гуннов представителями франкских и
германских племен Европы, хотя среди гуннских вождей, конечно, успевали втереться не-
сколько процентов предателей из народов европейских как и среди наших коммунистов —
евреев, латышей и китайцев — втерся известный процент русских, и то преимущественно
не на первых ролях.

      Впрочем, если бы вожди большевиков и не были инородцами и иноверцами, то и тогда
какая же логика может признать право народного представительства за теми, кто поставил
себе целью совершенно уничтожить народную культуру, т.е. прежде всего то, чем народ
жил почти тысячу лет — его религию, чем продолжает жить и теперь, перенося жестокое
гонение на свою родную веру, будучи лишен самых священных для него — Московских
Кремлевских — храмов и всех почти русских монастырей, бывших в его глазах светочами
жизни, рассеянными по лицу всей земли русской?

      Завоеватели-большевики казнили сотнями тысяч русских людей, а теперь миллионами
морят их голодом и холодом: где было слышно, чтобы интересы овечьего стада представля-
ли собою его истребители — волки?

      Если бы спросить еще не растерзанных волками овец, чтобы они желали для своего
благополучия, то в ответ послышался бы один дружный вопль: уберите от нас волков.

      Так было бы, если бы овцы могли говорить; так оно и есть с русским народом, кото-
рый до того забит и терроризирован, что не может поднять голоса и лишен физической воз-
можности дать себя услышать просвещенной Европе и всему миру.

        317 Это послание было подготовлено еще в преддверии Генуэзской конференции от имени I Всезару-
бежного Собора, проходившего с 21 ноября по 3 декабря 1921 г. в г. Сремские Карловцы (Сербия). В Соборе
участвовали 13 епископов, 23 священника и 67 мирян, представлявшие все зарубежные епархии, разбросан-
ные по миру. Текст послания приводится по изданию: Никон (Рклицкий), архиеп. Жизнеописание Блажен-
нейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого. Нью-Йорк. 1961. Т. VI. С. 23-24.

К оглавлению  161
   156   157   158   159   160   161   162   163   164   165   166