Page 162 - USiBR
P. 162
Однако, такого общего голоса не лишена трехмиллионная русская эмиграция, которая
тоже есть подлинный народ русский, выступивший в свое время с оружием в руках на за-
щиту своего отечества на всех его окраинах в рядах Добровольческих Армий, или присо-
единившийся к их работе в звании духовных пастырей, учителей, докторов, сестер мило-
сердия и т. д. и повлекший за собой свои семьи.
Сверх того, среди эмигрантов целые полки и даже дивизии доблестных казаков и даже
тысячи верных совести калмыков-буддистов.
Вот эта-то эмиграция, в которой воплотились и интеллект и активная воля русского
народа, объединилась за границей из трех, и даже четырех, частей света на церковном Со-
боре в Сербии в Сремских Карловицах в полном составе своих иерархов и в числе выбор-
ных представителей от каждой значительной колонии в ноябре истекшего года.
Собор этот единогласно уполномочил свой президиум обратиться к Мировой Конфе-
ренции с мольбой о спасении того народа, который в продолжении почти двух веков с ры-
царским самоотвержением бросался в середину международных драм на защиту угнетен-
ных, на защиту права и человечности, не ища ничего для себя, а выполняя свое призвание
служить всему человечеству.
Мы не говорим уже о всей самоотверженной многовековой работе русских, избавив-
ших от рабства и религиозного гонения христиан Балканского полуострова и славян Во-
сточной Европы, а просим припомнить 1814-1815 годы, 1848 и 1877-1878, когда военные
подвиги наших армий водворили в Европе законность и мир, а нам не дали ничего кроме
потерь и страданий.
Или, может быть, 20 век не признает ни благодарности, ни справедливости, ни выпол-
нения союзнических обязательств, а только выгоду и борьбу за существование.
Не хотелось бы этого допустить; хотелось бы верить, что потомки рыцарей Крестовых
походов и соотечественники знаменитых философов, филантропов и миссионеров не утеря-
ли того духа, который поставил Европу во главу объединяемого наукой и культурой чело-
вечества, и поставил не таким способом, каким большевики овладели Россией, т. е. не по-
пранием всех моральных ограничений злой воли, не монополизацией смертоносных ору-
дий-пушек, пулеметов — против невооруженных миллионов мирных жителей, — но силой
мысли, знания и благодетельных изобретений техники.
Хотелось бы верить, что этическое начало не исключено Конференцией даже в отно-
шениях международных.
Но, если бы нашлись среди членов последней такие голоса, которые бы настаивали на
полном исключении из международных отношений всякого нравственного начала, ограни-
чивая их борьбой за существование и за выгоды, то мы бы просили их обратить внимание
вот на какую сторону дела.
Согласитесь, что даже в расчетах чисто утилитарных, всякий мудрый предпринима-
тель имеет в виду выгоду не одного только хозяйственного года, но и дальнейших лет, ина-
че он будет повергнут в печальные условия жизни, а соседи подвергнут его осмеянию.
Спрашивается, какие могут быть дальнейшие последствия для Европы и других стран,
если они поддержат большевиков? Элементов, сродных нравственному нигилизму послед-
них, имеется довольно в каждом народе, о чем свидетельствуют переполненные тюрьмы и
места ссылки.
А с падением религии в последние 50-100 лет во всех странах западной культуры есте-
ственно усиливается жажда земных наслаждений, т. е. богатства и власти, а вместе с ними и
зависть к тем, кто всего этого достиг, или кому это дано, по заслугам ли или по благоволе-
нию фортуны.
Таких элементов много и среди полуинтеллигентной части европейского общества.
Десятая заповедь для них не существует: они уже довольно напитались противоположными
идеями сознательных нарушителей нравственных начал общественной жизни.
Сколько энергии государственной жизни расходуется на борьбу с такими элементами
К оглавлению 162