Page 119 - vovie
P. 119
Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы» 118
В средневековье «границы канона оставались в известном смысле эластичными»
(Метцгер, 1993, с. 228). Со свойственным ему изяществом лучший современный специалист по
Канону поясняет свою мысль: «Свое отношение к письменному Канону Рим недвусмысленно
выразил только на Флорентийском соборе (1439-1443)». В то время Деяния апостолов стояли
еще после Посланий перед «Откровением». Следовательно, написаны они были очень поздно, и
первоначального текста было на 1/12 больше, чем сегодня (с. 248). Лука, составлявший Деяния,
знал Павла лично, но не знал его Посланий, судьбу которых, кстати, тоже легкой не назовешь: в
корпусе Святого Писания их постоянно передвигали с места на место; их то любили, то
решительно отвергали. Послание к лаодикийцам, ценившееся в течение девяти столетий, по
мнению специалистов, не ниже Слова Божьего, – вдруг выбраковывается. Почему именно в
течение девяти столетий, если оно вроде бы было написано (самим Павлом) в I веке, а
«исключено» в XV? Разве 15-1 не равно 14? Потому что узнали о нем только из знаменитого
кодекса Фульды, датированного 546 годом.
Это свидетельствует также о том, что и этот столь значимый библейский кодекс содержит
подделки.
Уже тогда, в XV веке, просвещенным богословам (достаточно назвать Якова Фому
Гаэтанского и Эразма Роттердамского) хотелось устранить некоторые неразрешимые проблемы
вероучения, для чего они исключили из Канона многие послания Павла. Позже они
отступились от своих обширных цензорских замыслов, но не из идеологических соображений, а
от страха (с. 230) 161. Только Лютер смог себе позволить некоторую свободу, но и он не мог
мыслить и действовать только по собственному усмотрению. В истинность написанного он
верил даже больше, чем сама хранящая верность традиции римская церковь, въедливость его
превосходила таковую католиков.
Рукописи
При работе с рукописями нельзя не обратить внимание на многочисленные интерполяции
– позднейшие вставки в текст с целью легитимации новых догм. Интерполяции встречаются
даже в самых древних рукописях, то есть «засвидетельствованы задолго до 1000 года», чего не
может быть, так как мотивировка для подобных вставок появляется значительно позже.
Соответствующая рукопись не может быть старше ставшей необходимой интерполяции 162.
Истории, связанные с древними рукописями, кодексами, с тем, как их находили, бывают
подчас увлекательнее фантастических романов. Возьмем, например, Дидахе, своего рода
предписание для церковнослужителей (см. Венгст, 1984). Хотя сегодня Дидахе и не
принадлежит к канону, в средневековье текстом этим часто и охотно пользовались, не
исключая его из числа канонических. Многие «отцы церкви» – люди, стоявшие у истоков, «II–V
BB.», – по меньшей мере упоминают это название. Единственный дошедший до нас текст –
Иерусалимский. Он написан предположительно в 1056 году, в 1873 найден в Константинополе
и четыре года спустя привезен в Иерусалим (отсюда и его название).
Я думаю, что до создания Иерусалимского кодекса (XI век) Дидахе вовсе не существовал.
В XV веке, в результате внутренних церковных распрей, он был исключен из канона.
Подлинность Дидахе должен был подтвердить и следующий «криминальный роман». Еще одна
греческая его рукопись XIII–XIV вв. была якобы найдена в Константинополе в первой половине
161 Тем не менее и они, и Мартин Лютер, оставили свой редакторский след в Новом Завете. Сначала
отвергнутые, а затем все же включенные ими в Канон Послания Павла в большей мере носят следы авторства этих
гуманистов, чем легендарного Павла.
162 Вставки, о которых идет речь, не являются более поздними приписками к старому тексту, отличающиеся от
него цветом чернил или расположением на странице. Иными словами, «интерполяции» никак не выделены в
рукописях, как вставки. Они распознаются как таковые только после содержательного анализа текста. Именно в
этом смысле рукопись с «интерполяциями» не может быть старше этих вставок. Тем не менее не исключается, что
основное ядро рукописей с «интерполяциями» восходит к более древнему оригиналу.