Page 42 - vovie
P. 42

Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы»  41

любители старины, исследовавшие развалины в поисках сокровищ и произведений искусства.
       В свое время меня должно было насторожить само имя основоположника, внука Ноя

Тубалачо. В католической Испании только библейское имя давало шанс для привязки к
мировой истории, куда нужно было поместить и древних иберийских царей. Или упоминание
Геркулеса, который, в соответствии с легендой, путешествовал по западным странам. Такие
«перекрестные подтверждения» слишком уж явно бросаются в глаза.

       В 1977 году я писал (с. 412): «Источники по древней истории Иберийского полуострова
столь же надежны, как и истории других очагов цивилизации: Манефона из Египта, Бероза из
Халдеи, Евсевия и т. д.». Сегодня я вынужден повторить эту фразу, вкладывая в нее прямо
противоположный смысл: столь же «надежны», то есть никчемны (не обладают ни малейшей
исторической ценностью).

       И в этом случае тоже стал различим и ясен повод для фальсификации. Помимо
повального увлечения поисками древних предков и величественного прошлого, из работы
Педро де Медины, профессора в Алкале, вычитывается актуальный для того времени (1540)
политический заказ испанских правителей: историческое обоснование и оправдание испанских
притязаний на Южную Италию.

       Что же останется от этого пестрого ковра (кстати, Stromata, «Ковры», назвал свой
исторический трактат Клементий Александрийский), если его историческую подкладку мы
выбросим за ненадобностью? Фантастическую картину эпохи Возрождения, невероятный
творческий потенциал, создавший многоплановое самосознание, во всех смыслах
способствовавший развитию нашего сегодняшнего культурного уровня. Другими словами:
даже после первого разочарования я не могу проклинать «Широкомасштабную Операцию» и
презирать ее творцов. Однако необходимо исследовать процесс ее осуществления и след,
оставленный ею в наших исторических представлениях 41.

Антонио и его «Критика вымышленной истории»

       Расцвет эпохи Гуманизма в Испании, наступивший после окончательного завоевания
Андалусии в 1492 году, связан с фигурой многоуважаемого и высокообразованного иезуита
Иеронима Романа де ла Игуэра Толедского (1538-1611), позднего и с легкостью разоблачаемого
фальсификатора. На данном примере мне хочется продемонстрировать некоторую специфику,
которая позволит взглянуть на «Широкомасштабную Операцию» в ином свете.

       Этого блестящего знатока древней истории иезуиты вербовали в свои ряды еще в 1563
году, но безуспешно. Игуэра долго противился и вступил в Орден только в 1590 году. В 1611-м,
в последний год его жизни (по другим данным – в 1619 году), в Сарагосе вышел из печати
объемный исторический трактат Игуэры, некоторое время до того ходивший в рукописи. Это
были «Хроники», восторженно встреченные в Испании и в других католических странах.
Переиздания выходили в Кадисе и Лионе (1627), в Мадриде (1640) и позже. Всеобщее внимание
работа привлекла благодаря обилию содержащихся в ней новых сведений, которые подверглись
в тексте столь сложной обработке, что выявить их происхождение было практически
невозможно. Тем не менее подлог открылся уже в 1652 году, однако печатное опровержение

   41 И сформировавшей нашу неверную коллективную модель прошлого. Многие, впервые сталкиваясь с
критикой традиционной историографии, даже признавая ее в каких-то пунктах справедливой, тем не менее задают
вопрос: А зачем вам это нужно? Кому мешает наша – пусть даже неверная – модель прошлого? Раньше считалось
очевидным, что тот, кто владеет прошлым, владеет и будущим. Именно поэтому и по сей день каждая новая власть
заново переписывает историю (сейчас этот процесс набирает силу, например, в Индии, где история должна быть –
по замыслу правящей националистической партии – освобождена от насилия и приведена в соответствие с духом
непротивления злу насилием великого Ганди). Мы же считаем, что неверная картина прошлого и особенно не-
верные хронологические представления представляют серьезную опасность для человечества в его борьбе с
насущными опасностями мирового экологического и демографического кризиса. Вместо того чтобы вооружиться
верными представлениями о невероятной скорости становления и развития цивилизации, мы завязываем стоящему
на краю экологической пропасти человечеству глаза и успокаиваем его сказками о тысячах лет, якобы даримых
нам всегда историей для преодоления судьбоносных кризисов.
   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46   47