Page 52 - vovie
P. 52

Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы»  51

прозываются Африканцами) в одну персону: их тексты он считает подлинными. По моему
мнению, здесь наглядно проявилась несогласованность действий фальсификаторов, вводивших
в историю имена, за которыми не стояли реальные лица.

       Совпадение прозваний (Африканец) стало впоследствии причиной появления некоего
сконструированного автора, тексты которого содержанием и стилем разительно отличаются
друг от друга. Подобным же образом были «слеплены» двое Иаковов и даже трое Иоаннов:
Евангелист, автор Посланий и автор «Откровения». Их «разделение» – весьма медлительный и
трудоемкий процесс, нередко встречающий сопротивление ученых.

       Гельцер, разумеется, не так прост, чтобы безоговорочно верить всем текстам,
приписываемым Африканцу. Опус о первых мучениках, уже в заглавии названный «истинным
и превосходным», кажется ему подозрительным. «То же относится и к халтуре, состряпанной
Игнацием из Хардта из двух мюнхенских рукописей и изданной в 1804 году. Самым забавным в
этом фарсовом сочинении является полное смешение христианского с языческим: Всевышний
превращается в Солнце-Зевса, Великого Бога и Царя Иисуса, а Мария – в Геру и царицу
небесную Ураниею. Насмешка язычников над новой Кибелой, на что сетовал Исидор из
Пелузиума, становится на этом фоне особенно хорошо понятной. Со всей грубостью
осуществляемое продвижение культа Богоматери уже само по себе есть признак более поздней
эпохи» (с. 19).

       Верно, господин Гельцер. Исходя из содержания текстов, вы тут же распознали подделку.
А как обстоит дело с рукописями? Разве по этим пергаментам нельзя было определить время их
создания?

       В «Летописании» Юлиана Африканского шесть вселенских эпох (дней) длятся по 1000 лет
каждый: конструкция, тенденциозно отражающая ожидание конца света, каковое – как и
возникновение культа Богоматери – возникает в гораздо более позднее время, начиная с
середины XIII века. К середине шестого тысячелетия отнесен праотец Фалек (с. 24), «во дни
которого Земля была разделена» (Бытие). «Спасение» придет через 5500 лет после Адама, и
после еще пятисот лет ожидания начнется Страшный суд. Такое положение должно
удостоверять Юлиана Африканского как автора, жившего и творившего не позднее 500 года.

       Мир тем не менее устоял, и после того как сто лет спустя Евстафий Антиохийский
добавил еще одно Тысячелетнее царство в качестве субботы, завершив таким образом неделю
хронологических эпох, – богословы якобы заключили, что эсхатологические ожидания могут
отодвинуться на неопределенное время. На самом деле, это соответствует духовным
настроениям, возникшим лишь после 1260 года, когда не состоялся предсказанный Иоахимом
Флорским конец света.

       «Прокопий, впрочем, (еще) ничего не знает о 500 годах ожидания и Тысячелетнем
царстве», – говорит Гельцер. Он и не может знать: старейшие рукописи Прокопия относятся к
XIV веку, когда подобное представление о времени потеряло актуальность.

       Итак, временные рамки написания работ нашего Африканца очерчены: наверняка после
1000 года и предположительно после Евсевия, жившего по общепринятой версии через 100 лет
после Юлиана Африканского. Далее я докажу, что тексты Евсевия не могли быть написаны
ранее эпохи Хоенштауфенов 53.

       Сохранившиеся рукописи со списками названий населенных пунктов, как мы увидим, не
могли быть написаны ранее 1450 года. Но я далек от мысли разлагать «сконструированных» и
не без умысла объединенных отцов церкви на персональные составляющие и снабжать
отдельных лиц ярлыками с указанием даты и авторства, иначе мне пришлось бы продолжить
эту игру в отодвинутую на тысячу лет эпоху.

       Существуют ли письменные свидетельства, удостоверяющие раннего Африканца?
       Задавшись этим вопросом, гениальный филолог Гельцер в приложении к своей работе
(1898) предположил, что сирийский список с текста Юлиана Африканского мог послужить

   53 Они же Гогенштауфены или просто Штауфены – германские правители якобы XII–XIII веков, поставлявшие
императоров для ранней Священной Римской империи. С точки зрения критики историографии сведения о них
крайне малодостоверны.
   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56   57