Page 488 - Арктическая родина в Ведах. Тилак Б.Г.
P. 488
ГЛАВА XIII
Веды, отличавшиеся по составу фраз (но не по
смыслу) от Вед, известных до потопа, а поэтому
разные варианты при сохранении совпадающего
с прошлым авторитета Вед зависели от степени
сохранности текстов в памяти риши, и поэтому
разные варианты («шакха») ассоциируются с име-
нами тех, кто репродуцировал в начале каждого
нового века унаследованные ими знания, воспри-
нятые как святыня от предков, живших в преды-
дущей Кальпе.
Этот взгляд совпадет с сущностью взгляда Вья-
сы, отраженного в вышеприведенном отрывке из
«Махабхараты». Позднее сторонники разных фи-
лософских школ развили взгляды авторов сутр,
то критикуя, то защищая доктрину самоявленного
авторитета священных текстов («шабда-прамана»).
Но мы не можем здесь погружаться в их утон-
ченные дискуссии, нам следует задержаться на
взглядах Вьясы и Патанджали, если принимать то
утверждение, что Веды погибали при каждом
потопе и вновь восстанавливались с началом
каждого нового века.
Выше были вкратце изложены взгляды орто-
доксальных индусских теологов, ученых и фило-
софов, касающиеся вопроса об авторитете, харак-
тере и времени зарождения Вед. При сравнении
этих взглядов с результатами нашего исследова-
ния можно увидеть, что взгляды Патанджали и
Вьясы по проблеме древности и вечности Вед об-
ретают явную поддержку со стороны арктической
теории — мы пытались показать в предыдущих
главах, что факт существования арктической ро-
дины основывается на строгих научных и истори-
ческих данных. Было показано, что ведическая
религия и богослужения связаны с межледни-
ковьем, и хотя мы можем с точностью опреде-
лить их происхождение, все же арктическая суть
ведических богов четко доказывает, что вопло-