Page 51 - EvRiSR
P. 51

Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»

время, когда христианство только зарождалось и         цузов, и т.д.
было религией не господствующей, а гонимой и                  Не следует ли отсюда сделать вывод, который
преследуемой.
                                                       сделал Соломон Лурье, профессор русского высше-
       Следующие погромы были:                         го учебного заведения, сказавший в своей книге,
                                                       вышедшей в 1922 году в Петрограде следующее:
   в 387 г. в Риме
   в 516 г. в Клермоне                                       «Причину антисемитизма следует искать в
   в 519 г. в Равенне                                 самих евреях. Это ясно для большинства учёных;
   в 1013 г. в Кордове                                но, так как антисемитизм до сих пор остаётся зло-
   в 1096 г. в Вормсе, Майнце                         бой дня, боевым вопросом, то вполне естественно,
   в 1108 г. в Толедо                                 что такое объяснение антисемитизма получает оце-
   в 1146 г. в городах Германии                       ночный привкус: учёные не довольствуются конста-
   в 1171 г. в Блуа                                   тированием того, что евреи, в тех или иных отно-
   в 1189 г. в Лондоне                                шениях, разнятся от всего остального древнего ми-
   в 1212 г. в Толедо                                 ра, но ещё находят нужным объяснять антисеми-
   в 1235 г. в Фульде                                 тизм тем, что евреи — либо много хуже, либо много
   в 1236 г. в Анжу и Пуату                           лучше своих соседей»
   в 1262 г. в Лондоне
   в 1265 г. в Кобленце                                      (Приведённые выше слова проф. Лурье отно-
   в 1283 г. в Майнце                                 сятся к дохристианскому периоду. Но если из всей
   в 1285 г. в Мюнхене                                цитаты вычеркнуть одно слово «древнего», то всё
   в 1287 г. все евреи Англии в тюрьме,               сказанное можно отнести и к настоящему времени).
   в 1292 г. в Кольмаре
   в 1301 г. в Магдебурге                                    Объяснить простой случайностью тот факт,
   в 1328 г. в Наварре                                что всюду, где появляются евреи, вместе с ними
   в 1336 г. в Ротенбурге и др. гор.                  появляются и проявления «юдофобии» или (как те-
   в 1349 г. в Савойе, Швейцарии                      перь не совсем точно говорят) «антисемитизма» —
   в 1351 г. в Кенигсберге                            вряд ли возможно.
   в 1355 г. в Толедо
   в 1380 г. в Париже                                        Русский народ и созданное им государство —
   в 1391 г. в Барселоне, Толедо                      Россия не являются исключением.
   в 1407 г. в Кракове
   в 1411 г. массовые погромы в Испании                      Как изжить это явление более чем двухтыся-
   в 1421 г. в Вене                                   челетней давности, выходит за рамки настоящего
   в 1449 г. в Лиссабоне                              труда, который, как показывает самое название,
   в 1464 г. в Кракове                                ограничивается только очерком жизни евреев в Рос-
   в 1467 г. в Толедо и Нюренберге                    сии и в СССР.
   в 1469 г. в Познани
   в 1447 г. в Кольмаре                                      Россия же — да будет позволено обратить
   в 1486 г. в Толедо (1640 жертв)                    внимание читателя ещё раз — была первым госу-
   в 1494 г. в Неаполе                                дарством, в котором законодатель, по собственной
   в 1506 г. в Лиссабоне (2.000 жертв)                инициативе, провозгласил полную десегрегацию в
   в 1592 г. в Вильно                                 учебных заведениях (в 1804 г.), надеясь этим путём
   в 1614 г. в Франкфурте                             безболезненно осуществить ассимиляцию евреев с
   в 1658 г. резня в                                  коренным населением.
   в 1680 г. в Мадриде (118 жертв)
   в 1686 г. в Будапеште                                     Надежда эта не оправдалась. И через 82 года,
   в 1716 г. в Познани                                в 1887 году, появились ограничительные меры пра-
   в 1761 г. в Йемене                                 вительства и была введена в учебных заведениях
                                                       процентная норма, о чём более подробно сказано в
       Выше перечислены только погромы. Кроме          предыдущем изложении.
них, гораздо больше зарегистрировано «изгнаний»,
«выселений» и разного рода запрещений и ограни-               Красной нитью через всю историю человече-
чений, а также, распоряжений, чтобы евреи имели        ства проходит «взаимное отталкивание» евреев от
на себе отличительный знак или носили особой           всех не-евреев, независимо от их народности, языка,
формы остроконечные шапки.                             культуры.

       Всё это происходило не в России нисходило              То усиливаясь, то ослабляясь, это «отталкива-
не от русского народа, а от итальянцев, испанцев,      ние» порождало все конфликты между не-евреями и
немцев, англичан, поляков, венгров, арабов, фран-      евреями, каковые конфликты часто выливались, в
                                                       разного рода, преследования и погромы.

                                                              О подлинной причине этого «отталкивания»
                                                       существуют разные мнения.

                                                              Одни (проф. Лурье) причину видят в «особом
                                                       духовном облике» евреев, свойственном только ев-
                                                       реям и препятствующем ассимиляционным процес-
                                                       сам, естественным в процессе долгой совместной
                                                       жизни с другими народами и племенами.

                                                              Другие (напр. М. Фридлендер) причину видят
                                                       в зависти не-евреев к морально совершенным евре-
                                                       ям и к их материальным успехам в области эконо-

                                                   50
   46   47   48   49   50   51   52   53   54   55   56