Page 46 - EvRiSR
P. 46

Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»

го он считал наиболее ловким и способным для за-          влиять в вопросах политических и общественных;
щиты его интересов.                                       возможность лучше устроить свою жизнь в смысле
                                                          заработка, чем пребывая на государственной служ-
       Интересы же лица, которое обращалось к ад-         бе.
вокату, далеко не всегда были в соответствии с
нормами закона и морали.                                         Было и ещё два мотива, которые влияли на
                                                          евреев-юристов, побуждая их предпочитать адвока-
       Новосозданная в России независимая адво-           туру государственной службе. О них не говорилось
катская профессия открыла широкие возможности             и не писалось, но что они существовали, вряд ли
для лиц с юридическим образованием, каковое тре-          можно отрицать.
бовалось для зачисления в адвокатуру, в которой
возможности для преуспевания в жизни были ни-                    Для еврея, воспитанного в бытовых условиях
чуть не меньше, если не больше, чем на государ-           еврейской среды, с соблюдением всех многочис-
ственной службе.                                          ленных и сложных обрядов еврейской религии, не-
                                                          легко было психологически в среде русской, право-
       И в адвокатуру устремились молодые образо-         славной, каковой была среда русского чиновниче-
ванные юристы, независимо от вероисповедания,             ства.
племени, происхождения.
                                                                 Нелегко было и, будучи правоверным евреем,
       Ни для кого никаких ограничений в этом от-         активно принимать участие в обрядовой стороне
ношении первые два с лишним десятилетня суще-             русского суда, каковая была неразрывно связана с
ствования присяжной адвокатуры не было.                   христианством.

       Идеалистически настроенная молодёжь ше-                   Кроме того, выросшие, в подавляющем боль-
стидесятых и семидесятых годов составила первые           шинстве, в черте оседлости и хорошо знавшие
кадры русских адвокатов и положила основы той             настроения широких масс населения по отношению
высокой морали, которая была характерна для всего         к евреям, молодые юристы, при выборе своей карь-
русского суда, как судей и прокуратуры, так и для         еры, не могли не учитывать и эти настроения.
адвокатуры.
                                                                 Должного авторитета и уважения в тёмных
       Евреи не составляли исключения. Ведь, это          тогда массах полуграмотного населения, полного
были десятилетия, в которые, среди образованных           предрассудков и предубеждений к тем, кто, по их
евреев господствовали ассимиляционные настрое-            понятиям, являются «врагами господа нашего
ния; своё и всего еврейства будущее они не отделя-        Иисуса Христа», они, как евреи, приобрести не мог-
ли от будущего России. А конфликт начала 80-х             ли, даже в мундире Министерства Юстиции.
годов ещё не наступил.
                                                                 Невысказанно, в душе, они это сознавали и
       Свободная профессия адвоката — в известной         делали отсюда соответствующие выводы.
степени, профессия посредника между двумя сто-
ронами. И очень часто от ловкого и умелого по-                   Всё это, вместе взятое и толкало евреев в ад-
средника зависело то или иное решение суда.               вокатуру, ряды которой всё больше и больше
                                                          наполнялись евреями.
       Посредничество же, два тысячелетия было
основным занятием евреев, дававшим им средства к                 Войдя в адвокатуру они, понятно, не переста-
существованию.                                            ли быть евреями и сохранили тот «внутренний об-
                                                          лик», который отличает их от всех других народов,
       И в этой области они достигли высокого со-         что не осталось незамеченным их коллегами не-
вершенства, почувствовали себя в родной стихии и          евреями, хотя, как уже сказано выше, поднимать
устремились в адвокатуру, предпочитая её государ-         этот вопрос в адвокатской среде считалось неэтич-
ственной службе, к поступлению на которую, тогда          ным, оскорблением тех высоких принципов, кото-
не было для евреев никаких препятствий.                   рые были священны для русской интеллигенции и
                                                          легли в основу Судебной Реформы.
       Как пример, можно привести совершенно
добровольный отказ от государственной службы и                   И когда, в 80-х годах, начался период разных
переход в адвокатуру прокурора Одесского окруж-           ограничительных, по отношению к евреям, меро-
ного суда еврея А. Пассовера, имевший место в 1872        приятий правительства, выразившихся, в частности,
году, т.е., задолго до того, когда появились ограни-      вустановлении процентной нормы для адвокатов-
чения для евреев при поступлении на государствен-         евреев, большинство русской адвокатуры отнеслось
ную службу.                                               к этим мероприятиям определённо отрицательно.

       Пассовер не был исключением. Немало евре-                 Такую же позицию заняло и подавляющее
ев, поступивших на государственную службу, по-            большинство русской общественности и печати.
ступили так же.
                                                                 Но, тем не менее, процентная норма для адво-
       Зная всё это, вряд ли можно безоговорочно          катов была введена: 15% для адвокатов Варшавско-
согласиться с распространённым мнением, что юри-          го, Киевского и Одесского судебных округов; 10%
стов-евреев толкнули в адвокатуру ограничитель-           — для округов Петербургского и Московского и 5%
ные мероприятия русского правительства, насту-            — для всех остальных округов Российской Импе-
пившие, напомним, только в третьем десятилетии            рии.
после реформы 1864 года.
                                                                 Ограничения эти касались только лиц иудей-
       Кроме этих мотивов (отрицать их нельзя), бы-       ского вероисповедания и не распространялись на
ли и побуждения другого порядка, как идеалистиче-         евреев любого из христианских вероисповеданий.
ские, так и материалистические: возможность, с по-
зиций свободного адвоката, принимать участие и                   Это побудило немало евреев, относившихся

                                                      45
   41   42   43   44   45   46   47   48   49   50   51