Page 64 - EvRiSR
P. 64

Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»

стран!», напечатанном в сборнике первом «Россия и               Теоретически «национально-персональная ав-
евреи», вышедшем в Берлине в 1924 году (Изда-            тономия» относилась к любой этнической группе,
тельство «Основа»).                                      но практическое значение она имела только для ев-
                                                         реев, не имевших своей национальной территории,
       Сборник этот был и первым, и последним,           как её имели все остальные народности и племена
ибо самая мысль объективно изложить роль и сте-          России.
пень участия русских евреев в революции была
встречена всем еврейством вообще, а евреями —                   Они были рассеяны крупными и мелкими
эмигрантами из России в частности, буквально в           группами по всей России, особенно, к началу Рево-
штыки и рассматривалась, как выступление,                люции, когда, в связи с военными событиями, черта
направленное против еврейства.                           оседлости практически перестала существовать и
                                                         евреи — беженцы или выселенные с прифронтовой
       Заканчивалось приведённое выше обращение          полосы — распространились по всей России.
словами: «За Россию и против её губителей!.. За
еврейский народ и против осквернителей его име-                 И когда впоследствии сотни тысяч евреев пе-
ни!»... (Полный текст обращения приведён в ч. II, в      реселились в Москву, то, на основании «националь-
приложении).                                             но-персональной автономии», для них были откры-
                                                         ты школы, театры, газеты на еврейском языке, за
       Эта последняя точка зрения не имела много         счёт государства, а не за их собственный.
сторонников в дореволюционной России, ещё
меньше — в годы революции, и совсем ничтожное                   Ни одна другая этническая группа такой при-
количество среди евреев-эмигрантов.                      вилегией не пользовалась, хотя, в той же Москве
                                                         было очень много украинцев, грузин, армян. Но, ни
       Традиционное у евреев замалчивание недо-          газет на их родном языке, ни театров и школ в
статков и ошибок своего племени оказалось сильнее        Москве на государственный счёт не открывалось.
фактов и объективности, и наложило печать молча-
ния на уста тех евреев, которые попытались было                 В пределах бывшей черты оседлости, в осо-
сказать правду в сборнике «Россия и евреи» и на          бенности на Украине, где евреев было очень много,
многочисленных собраниях евреев-эмигрантов в             исходя из той же «национально-персональной авто-
начале 20-х годов в Берлине.                             номии», на средства государства сразу же были со-
                                                         зданы многочисленные национально-культурные
       Всё же, многомиллионное русское еврейство,        учреждения, существовавшие, правда, и раньше, но
в основном, гравитировало или к первой точке зре-        на средства самих евреев или, как частные предпри-
ния, или ко второй, принимая участие в революци-         ятия.
онных событиях после падения монархии в России,
но не связывая, даже в мыслях, будущего русского                                              ***
еврейства с судьбами России.
                                                                Параллельно с этим, евреи, как уже упомяну-
       Еврейская буржуазия стремилась закрепить          то выше, принимали самое активное участие, как в
«завоевания февраля», принёсшие ей неограничен-          национально-культурной деятельности общерос-
ные возможности распространения своей деятель-           сийской, так и в зарождавшихся в то время органах
ности (экономической, культурной, политической)          самоуправления отдельных областей и националь-
на всю территорию России.                                ных территорий, многие из которых, через несколь-
                                                         ко месяцев, провозгласили своё отделение от Рос-
       Партия «Народной Свободы» (бывшие «Кон-           сии.
ституционалисты-Демократы») была той партией,
куда устремилась еврейская буржуазия, после фев-                Так, например, с самого начала деятельности
ральского переворота.                                    Украинской Центральной Рады, превратившейся
                                                         вскоре в Правительство Независимой Украины,
       В этой партии и до революции было много           евреи неизменно принимали участие в её работе,
евреев, не только рядовых членов, но и в возглавле-      выступая на ролях или представителей еврейского
нии, а партийный орган «Речь», в основном, был в         меньшинства или, как члены общероссийских пар-
руках еврейских журналистов и публицистов.               тий.

       Еврейская интеллигенция, не причисляющая                 Но главное и основное, что создавало предпо-
себя к буржуазии, и еврейские рабочие (политиче-         сылки для влияния на общую политику и для давле-
ски активные) свою политическую активность осу-          ния на анемичное Временное Правительство — это
ществляли или в рядах чисто еврейского «Бунда»,          были бесчисленные «совдепы» и «ревкомы», в ко-
или в революционных партиях общероссийских:              торых евреи играли руководящую роль, как лично
эсеров, эсдеков, меньшевиков и большевиков, анар-        принимая участие в работе этих организаций рево-
хистов.                                                  люционного времени, так и потому, что Централь-
                                                         ные Комитеты всех революционных партий (а дру-
       Зато, учитывая интересы всего еврейства в         гих тогда не было) состояли из евреев, в подавляю-
целом, все группы русских евреев, самыми быстры-         щем большинстве...
ми темпами, стали проводить в жизнь «националь-
но-персональную автономию», сущность которой                    А Це-Ка партий давали директивы для работы
заключалась в том, что любая этническая группа           всех «совдепов» и «ревкомов» по линии партийной
независимо от своей исторической национальной            дисциплины.
территории (или вовсе не имея таковой), могла тре-
бовать от государства не только разрешения, но и                В то время — лето и осень 1917 года — наря-
всемерной моральной и материальной поддержки             ду и параллельно с государственными учреждения-
всех видов национально-культурной деятельности           ми законными, преемственно воспринявшими
своей замкнутой этнической группы.

                                                     63
   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69