Page 94 - EvRiSR
P. 94
Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»
тому подал секретарь компартии Рабинович27». ней велась борьба, но мерами гораздо более мягки-
Приведённые выше выдержки из еврейских ми и деликатными, чем она велась с другими рели-
гиями.
источников свидетельствуют, что не так уж сильно
было давление советской власти на евреев, если На развитие же образования на «идиш», а
они, в конце 30-х годов, имели и свои отдельные также, разного рода научных учреждений на этом
кладбища, чего не имели остальные граждане языке, правящий класс СССР, выделивший из своей
СССР, могли безнаказанно не посылать детей в среды правительство, не жалел государственных
школу в еврейские праздники, совершать обрезания, средств.
печь мацу, иметь особые похоронные братства, де-
лающие хорошие дела, не будучи признаны зако- Начиная со школьной сети (включая и сред-
ном... ние школы) с преподаванием на «идиш» и кончая
«еврейскими отделами» Академий Наук (Белорус-
Не было препятствий со стороны новой вла- ской и Украинской).
сти и к самому интенсивному развитию еврейской
культуры во всех её проявлениях: литературе, теат- Но, констатируют сами евреи, «заботы о со-
ре, периодической печати на еврейском языке. хранении и развитии национальной культуры чуж-
ды еврейской интеллигенции Советской России. Её
Наоборот, всё это поддерживалось и поощря- мало огорчает то, что еврейские массы не питают
лось, в результате чего, появился целый ряд писате- должного доверия к еврейской школе и, во многих
лей, поэтов, журналистов, писавших и печатавших случаях, предпочитают посылать детей в школы
свои произведения на еврейском разговорном языке русские, украинские, белорусские, так, что еврей-
— «идиш». ская школьная сеть слабо развивается28».
В 1939 году исследователь этого вопроса В 1936 году сотрудник еврейской газеты «Дер
Познер, в сборнике «Еврейский Мир», даёт следу- Тог», Шульман, посетил СССР, чтобы убедиться,
ющие данные: как обстоит дело с развитием еврейской культуры в
СССР. В Минске он поинтересовался работами ев-
«Из еврейских писателей прежнего времени рейского отдела Белорусской Академии Наук.
только Менделе-Мо-хер-Сфорим и Шолом-Алейхем
пользуются бесспорным признанием, почитаются Во всех других отделах жизнь била ключом, а
классиками и их произведения издаются с коммен- в еврейском Шульмана поразила мертвящая тиши-
тариями и вариантами... За годы советского режима на. Секретарь Академии объяснил ему, что еврей-
появился ряд новых писателей на еврейском языке, ский отдел успевает очень слабо за отсутствием же-
среди коих есть люди очень даровитые. Назовём лающих работать в нём.
Переца Маркиша, Давида Гофштейна, Итцика Фе-
фера, Квитко, Ноаха Лурье, Эзру Фининберга, М. «Евреи-учёные предпочитают работать в рус-
Тайтца, С. Годинера, С. Халкина». ских или белорусских учёных учреждениях», — по-
яснил секретарь.
Кроме писателей-евреев, писавших на
«идиш», на тот же язык переведены были и изданы В Киеве, где имелся «Институт Еврейской
(на государственный счёт) и произведения мировой Пролетарской Культуры», широко задуманное ев-
литературы: Шекспир, Гейне, Гёте, Байрон, Бальзак, рейское высшее учебное заведение, дело обстояло
Гюго, Диккенс, Анатоль Франс, даже Гомер. не лучше. В 1936 году Институт был закрыт «для
реорганизации» и долго не открывался.
Приведённые выше данные, очевидно, свиде-
тельствуют о всемерном поощрении правитель- Часть его библиотеки была переслана в Биро-
ством СССР развития еврейской культуры, а от- биджан, так что Шульман, кроме здания, ничего
нюдь не её подавления или преследования, как ча- увидеть не мог.
сто пишут недобросовестные исследователи поло-
жения еврейской культуры в СССР. А когда он, приехавши в Москву, в разговоре
с редактором московской газеты на «идиш» («Дер
Никогда, за всё время своего рассеяния, ни в Эмес») — Литваковым выразил своё удивление сла-
одном государстве делу развития еврейской культу- бому развитию итереса к еврейской национальной
ры не оказывалось государством такой помощи и культуре и отсутствию соответствующей пропаган-
содействия, как это имело место в СССР, в первые ды и указал, что, без пропаганды и социализм не
три десятилетия советской власти. преуспел бы в СССР — Литваков ответил: «Так Вы
думаете, что еврейская школа — такое же важное
То обстоятельство, что, расходуя народные дело, как построение социализма?»...
деньги на переводы и издание на «идиш» произве-
дений Гомера или Шекспира и других иностранных Не проявляли евреи-граждане СССР и боль-
писателей, правительство не поддерживало «хеде- шого интереса к прошлому еврейского народа, как
ры» и «эшиботы», в которых изучался Талмуд, ни- это имело место в дореволюционные годы в России.
какого отношения к еврейской культуре не имеет,
хотя евреи и до настоящего времени, с этим не со- Несмотря на огромные материальные воз-
гласны и свою, еврейскую, культуру не отделяют от можности, предоставляемые государством для лю-
иудейской религии. дей науки, независимо от языка на котором ведётся
научная работа, научная работа на «идиш» почти
Иудейская религия, как и все остальные рели- отсутствует.
гии, была провозглашена «опиумом для народа» и с
«Приходится констатировать, — пишет ев-
рейский обозреватель, — что лиц, посвящающих
27 Бюллетень ЕТА, 10 августа 1937 года. 28 «Еврейский Мир», 1939 г.
93