Page 95 - EvRiSR
P. 95
Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»
себя в Советской России наукам о еврействе — ев- цент смешанных браков был меньше и наоборот.
рейской истории, философии, филологии, этногра- Понятно это несоответствие становится толь-
фии, экономике — очень мало».
ко тогда, если принять во внимание, что во внут-
По какой причине их мало? Ведь, все воз- ренней России население евреев не знало и сопри-
можности — налицо, а желающих стать учёными- косновения с ними до революции почти не имело, а
гебраистами нет. Ведь, правительство этому не в черте оседлости население евреев знало и имело,
только не препятствует, но, наоборот, содействует. по отношению к ним, «отталкивание».
Ответ на этот естественный вопрос дан Кроме того, несомненно, играла большую
утверждением еврейского журналиста, написавше- роль и социальная структура еврейства в черте
го, что «заботы о сохранении и развитии нацио- оседлости и вне её.
нальной культуры — чужды еврейской интеллиген-
ции Советской России», а «массы потеряли доверие Евреи, жившие во внутренней России, в
к еврейской школе»... большинстве принадлежали к еврейской интелли-
генции или буржуазии и в быту не так уже строго
Логический и психологический отсюда вывод придерживались старых еврейских обычаев, и охот-
— стремление приобщиться к культуре русской, что но общались с русскими семьями.
и происходит, порождая и питая ассимиляционные
настроения. Но случаи смешанных браков были редчай-
шим исключением не только в среде еврейской
Невзирая на противодействие этим настрое- буржуазии и интеллигенции, но, даже и среди евре-
ниям, как еврейских клерикалов (раввинов), так, в ев-революционеров.
одинаковой степени, и многочисленных представи-
телей еврейской интеллигенции, не освободивших- Все они, как правило, женились только на ев-
ся от сионистско-социалистических установок рейках, за исключением Троцкого, который был
прежних еврейских партий «Бунда», «Поалей- женат на русской.
Цион» и «социалистов-сионистов-
интернационалистов», к которым, до революции, Исключение составляли революционные ли-
принадлежало большинство еврейской интеллиген- деры-русские, такие, как Авксентьев, Чернов, Су-
ции России. хомлин, Керенский — все они были женаты на ев-
рейках (Керенский — уже в эмиграции).
Атавистический страх нарушения чистоты ра-
сы, в результате смешанных браков был сильнее Еврейство вообще, а не только русское, смот-
всех интернациональных и социалистических про- рит на смешанные браки, как на начало конца для
грамм, последователями и пропагандистами кото- евреев и всячески против них борется.
рых были евреи. Это было чувство иррациональное,
освободиться от которого еврею было очень трудно. В связи с этим, заслуживает внимания один
случай, имевший место в 1960 году в США.
Не менее трудно было освободиться от чисто
иррационального чувства известного «отталкива- В Филадельфии на большом митинге, посвя-
ния» от евреев не-евреям, особенно жителям тех щённом вопросу, как бороться с антисемитизмом,
частей России, которые раньше входили в черту выступил приглашённый еврейскими организация-
оседлости, где коренное население имело много то- ми известный английский историк Арнольд Тойнби,
чек соприкосновения с евреями, например, на который порекомендовал изжить антисемитизм,
Украине. путём смешанных браков...
Это отталкивание и было той причиной, кото- Совет Тойнби вызвал взрыв негодования мно-
рая препятствовала процессу быстрой ассимиляции, гочисленного собрания евреев, усмотревших в этом
в результате смешанных браков и, тем самым, лик- совете желание уничтожить еврейство. 800 равви-
видации «еврейского вопроса» в границах СССР. нов выступили в печати с протестом против такого
способа искоренения антисемитизма в США.
Показательны статистические данные о про-
центе смешанных браков в разных частях России, В СССР, как уже упомянуто выше, борьба
заключённых после революции, т.е., когда все пре- против антиеврейских настроений велась другими
пятствия религиозного брака отпали и был введён методами — запрещением и строгими наказаниями.
институт гражданского брака на всей территории
СССР. Вопрос смешанных браков советское прави-
тельство не интересовал, хотя, в нём было множе-
По данным за 1924-26 годы в районах бывшей ство евреев. Скорее наоборот, смешанные браки
черты оседлости — на Украине и в Белоруссии — с одобрялись и сами советские вельможи показывали
огромным процентом еврейского населения, было тому пример: Сталин, Молотов, Ворошилов, ди-
зарегистрировано всего 3,6% смешанных браков пломаты Крестинский, Трояновский и немало дру-
(евреев с не-евреями), а во внутренней России про- гих были женаты на еврейках.
цент этот был 16,8 %.
Жизнь брала своё. Разрушенный революцией
Приводя эти цифры в «Еврейском Мире» за замкнутый быт евреев, в котором раввины были
1939 год, автор не пытается исследовать причину непререкаемый авторитет, уже не мог быть восста-
этого несоответствия процента, а кратко говорит, новлен, даже при помощи «национально-
что «это понятно». персональной автономии».
На самом же деле это — совсем не так понят- К ужасу стариков, еврейская молодёжь начала
но, чтобы там, где процент евреев был больше, про- есть «трефное», ездила в трамваях в субботу, пере-
стала посещать синагоги, начала общаться с «гоя-
ми»...
94