Page 61 - История ошибочна
P. 61
могу себе представить, что многие из предметов составляли копии оригиналов: один подлинник, одна
копия. Я пишу это не для того, чтобы прикрыть собственную спину, — просто знаю из личного опыта.
Многие мировые музеи выставляют копии оригиналов. Даже в странах Анд.
Так или иначе, я не умею отличать подлинники от копий, поэтому в книге «Золото богов» написал, что
образцы были сделаны из золота, серебра, меди и латуни. В следующей книге «В поисках древних
богов» (In Search of Ancient Gods), опубликованной всего год спустя, я писал точнее: «латунь, медь,
дешевые листы металла, цинковые, каменные и деревянные предметы… и среди всей этой груды
встречалось настоящее сокровище из золота и серебра» [33, 149]. Надписи под фотографиями я
составлял более осмотрительно: «металлическая пластина» [34, 152], «позолоченный лист металла» [34,
154], «скульптура» [34, 157], «серебряно-цинковый диск» [34, 158] и «выгравированные серебряные
листы» [34, 160].
Как только руководитель немецкой туристической группы вернулся домой, он написал книгу,
опровергающую мою историю, в которой меня снова (конечно, а как же иначе?) «разоблачали»,
«обвиняли во лжи» и «опровергали», а немцы умеют устраивать сцены «негодования» [35].
Единственное, чего не хватало, так это танцующих девушек и китайских фонариков. Книга рассказывала,
будто я все время только и писал, что про «золото, золото и снова золото» в коллекции отца Креспи. Во-
первых, это была неправда. Во-вторых, как бы невзначай, полностью проигнорировали мою
документальную книгу с подлинными фотографиями «В поисках древних богов». И в-третьих, я не мог
знать, что между 1969-м (Мориц) и 1982-м годами эквадорцы построили дорогу через джунгли, по которой
можно было без труда и особых затрат — как во времена Морица — добраться до пещер.
Немецкие туристы указывали пальцем на некоторые пластины из коллекции Креспи и «как знатоки»
определяли — по весу? — что предметы не были сделаны из золота (Дэникен разоблачен — ура!). В
1972 году я уже знал, что вес предмета не может ничего сказать о его содержании золота. Профессор
Гебхардт, директор института металлургии им. Макса Планка в Штуттгарте, рассказывал мне: «Вес и цвет
мало что говорят о содержании золота» [36]. Профессор Гебхардт (Gebhardt) в течение десятилетий
проводил металлургическую экспертизу предметов инков. Он считался самым лучшим экспертом.
Несколько лет спустя профессор Хезер Лехтманн (Heather Lechtmann), глава Центра исследований в
области археологии и этнологии в Массачусетсском технологическом институте, опубликовала
результаты тщательного исследования «фальшивого» золота инков. В ее сообщении написано
следующее:
В нашей лаборатории мы проанализировали образцы находок. Мы выяснили, что
зачастую слой составляет от 0,5 до 2 микрон и определить его можно лишь при 500-
кратном увеличении… вожди инков пользовались предметами, выглядевшими, как будто
они сделаны из чистого золота или серебра… Методы, применяемые жителями Америки
для покрытия золотом или серебром простых металлов, чтобы они выглядели как ценный
металл, до сих пор еще используются. [37]
И что теперь остается от так называемых «разоблачений» и постоянных криков «стыдно!»? О, да!
Покрытия на артефактах Креспи.
Археологи — по большому счету — всего лишь люди, иногда смотрят на вещи по-другому или делают
поспешные выводы, когда предметы не подходят под их обычную схему. Коллекция Креспи не
вписывается в привычную картину! Она полностью разрушает общепринятое предубеждение о
преколумбийской культуре, увековеченное в многочисленной справочной литературе. Лучше всего было
повесить на коллекцию ярлык «подделка». Поэтому никто и не стал тратить свое время на ее
исследование, даже студенты. У меня нет сомнений, что некоторые образцы коллекции действительно
изготовлены недавно, но большая часть, все-таки, относилась к древним временам. Коллекция
размещалась до 20 июля 1962 года в музее золота в Куэнка, ее определили как подлинную и ценную.
Потом музей сгорел. Американский археолог Мэнсон Валентин (Manson Valentine), почетный
руководитель Музея науки в Майами и научный сотрудник Музея Бишопа в Гонолулу, классифицировал
артефакты, представленные мной на фотографиях в книге «Золото богов», как «подлинные» [38]. В
предыдущей главе я рассказывал о пластинах из коллекции Креспи с выгравированными на них
символами, обнаруженными за несколько тысяч километров от Эквадора. Они хотят, чтобы я поверил,
будто инки навестили небольшой музей в Глозеле (во Франции), прежде чем научиться работать с
металлом и молотком.
61