Page 14 - Неоднородная Вселенная
P. 14

Николай Левашов «Неоднородная Вселенная»
            Предисловие

            Актуальность проблемы

            Появление человека и зарождение у него сознания неразрывно связано с попытками
       познания им окружающего мира. Весь мир в своей бесконечности, безграничности и бес-
       предельности не дан человеку в его непосредственности. Онтологический подход даёт воз-
       можность охватить мир, как целое, как систему. Таким образом, онтология отвечает на
       вопрос: в чём сущность мироздания и миропонимания.

            Специфическая философская постановка вопроса, которую мы встречаем у древне-
       греческих философов Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, состоит в попытке установить
       первопричину, первооснову, которые могли бы объяснить всё бесконечное многообразие
       природных явлений.
            Фалес считал таким первоначалом воду, Анаксимен — воздух, Гераклит — огонь,

       Ксенофан и Парменид — землю, т.е., в общем, те же, казавшиеся в древности далее нераз-
       ложимыми стихии, которые мы находим и в древнеиндийской, и в древнекитайской натур-
       философии. Лишь Анаксимандр выдвинул, в качестве такого первоначала, некую неопре-
       делённую первостихию, которую он обозначил словом «апейрон».
            Лейбниц началом считал монаду, т.е., простую субстанцию, которая не возникает и
       не исчезает, не имеет частей и может быть получена только путём творения. Каждая мо-
       нада должна быть отличной от другой, и, как любое творение, монада подвержена беспре-
       рывному  изменению.  Изменения  монады  исходят  из  внутреннего  начала,  т.к.  внешняя
       причина не может иметь влияния внутри монады.

            Эпикур, Левкипп, Демокрит и Кант полагали, что первоначальным состоянием при-
       роды было всеобщее рассеяние первичного вещества всех небесных тел — атомов. Лев-
       кипп и Демокрит полагали, что бесконечно не только число атомов во вселенной, но и
       число возможных для них форм, т.е. их фигур, очертаний.

            Число этих различных форм — бесконечно. Доказательство бесконечного числа форм
       атомов, конечно, не могло быть эмпирическим, вследствие невидимости и неосязаемости
       этих форм, а только логическим. Это учение стало новым и вполне оригинальным спосо-
       бом решения естественнонаучной и философской проблемы, которая была поставлена пе-
       ред греческой мыслью элейцами с их учением, согласно которому истинно сущее бытие
       не может ни возникнуть, ни погибнуть.

            Левкипп и Демокрит, так же, как Эмпедокл и Анаксагор, согласны с этим тезисом, но,
       вместе с тем, боролись против воззрений элейцев, отрицавших мыслимость множества и
       мыслимость движения. Эмпедокл пытался решить эту задачу, разработав гипотезу о четы-
       рёх «корнях всех веществ» и о двух силах, которыми они приводятся в движение. Анакса-
       гор ту же задачу пытался решить, выдвинув гипотезу о существовании отдельного от всего
       «ума» — механической движущей силы, которая приводит эти частицы в движение.

            Но ни Эмпедокл, ни Анаксагор не предполагали, что элементарные частицы вещества
       являются абсолютно неделимыми. Именно эта мысль становится основой материалисти-
       ческой философии и физики Левкиппа и Демокрита. Теория о невидимых нами атомах



            К оглавлению                                   14
   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19