Page 15 - Неоднородная Вселенная
P. 15

Николай Левашов «Неоднородная Вселенная»
       вытекает из наблюдений над процессами и явлениями, происходящими в чувственно вос-
       принимаемой природе. Теория атомизма возникла у Левкиппа и Демокрита на основании
       наблюдений и некоторых аналогий.

            По  разъяснению  Симплиция,  Левкипп  и  Демокрит  постулировали  существование
       бесконечного множества атомов потому, что бесконечность необходима для объяснения
       всех явлений, наблюдаемых в физическом мире. Только тем, кто считает атомы беско-
       нечно многими по числу, удаётся дать всему разумное объяснение. Это обоснование —
       классический пример возникновения научной гипотезы.

            Атомистическое учение Демокрита развивалось в неразрывной связи с понятием о
       вечности времени. Аристотель писал, что вечность времени была для Демокрита сред-
       ством доказательства того, что существует не возникшее бытие. За исключением Платона,
       все философы, как указывал Аристотель, считали время нерождённым.

            Учение Левкиппа и Демокрита о качествах тел было совершенно новой точкой зре-
       ния, впервые введённой в древнегреческую философию и науку. Оно оставило глубокий
       след в развитии физики, химии и философского понимания природы.

            Воззрения эти резко расходились с господствовавшими в 5 в. до н.э. представлени-
       ями. Мысли о бесконечности Вселенной и об одновременном существовании в ней бес-
       численного множества миров с трудом прокладывали себе пути в сознание людей.
            Кант принимал атомистическую теорию Эпикура, Левкиппа, Демокрита. Так, Эпикур
       предполагал, что существует тяжесть, заставляющая падать первичные частицы материи.
       Его теория немногим отличается, признавал Кант, от принимаемого им Ньютонова притя-
       жения. Наконец, вихри, возникшие из беспорядочного движения атомов, составили один
       из главных пунктов в системе Левкирра и Демокрита, и эти вихри встречаются в космого-
       нической теории Канта.

            В то же время, Кант говорит, что вышеназванные сторонники учения о механистиче-
       ском происхождении мироздания выводили всякий наблюдаемый в нём порядок из сле-
       пого случая, который столь удачно объединил атомы, что они составили одно стройное
       целое. Эпикура, например, он критиковал за утверждение, что атомы, дабы была их воз-
       можная встреча, без всякой причины отклоняются от своего прямолинейного движения.

            Все эти философы, говорил он, приписывали происхождение живых существ слепому
       случаю и поистине выводили разум из неразумия. Кант видел роль высшего разума в про-
       цессах, присущих законам материи, когда из её состояния полнейшего разложения и рас-
       сеяния естественно развивается некое прекрасное стройное целое. Он отмечал, что мате-
       рия, составляющая первичное существо всех вещей и подчинённая известным законам,
       должна дать прекрасные сочетания. Этой причиной должен быть Бог, потому что природа,
       даже в состоянии хаоса, может действовать только правильно и слаженно.

            В отношении строения и движения небесных тел, Кант говорил, что, раз дана материя,
       которая, по природе своей, одарена силой притяжения, нетрудно определить те причины,
       которые могли содействовать устроению системы мира, рассматриваемой в целом. Необ-
       ходимо, чтобы тело приобрело шарообразную форму и, чтобы свободно парящие тела со-
       вершали круговое движение вокруг центра, к которому они тяготеют.


            К оглавлению                                   15
   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20