Page 130 - vovie
P. 130
Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы» 129
(одна из бывших столиц Китая), обнаружили трехметровую, весом в 2 тонны мраморную плиту
с надписями на сирийском и китайском языках. В тексте содержалось указание на христианское
присутствие в Китае VII–VIII вв. Там сообщалось о миссионере по имени Олопен, в 635 году
прибывшем в Китай и основывавшем общины, и о преследованиях христиан в 699 и 713 гг., о
строительстве церквей, о подарках китайского императора и о благожелательном отношении со
стороны буддийского духовенства. Камень, изготовленный предположительно в 781 году, был
для иезуитов ценнее любого клада с сокровищами. Еще бы: он подтверждал столь древний
почин католического миссионерского усердия на ниве христианизации Срединной Империи. И,
соответственно, то, о чем всегда и везде шла речь: о все новом и новом подтверждении как
можно более раннего происхождения христианской церкви.
Весть о находке мгновенно облетела Европу. С гордостью ее передавали из уст в уста.
Вольтер, однако, вкупе со многими европейскими учеными, сразу же распознал в надписи
фальшивку, изготовленную по традиционному образцу: мученики и императорские грамоты
всегда служили предметом гордости западной церкви. В Европе знали о несторианском
христианстве, о его распространении на Востоке и о радушном приеме, который несториане 186
встретили в Китае. Но католическая миссия на краю света 1000 лет назад – это было уж
слишком, это вызывало сомнения.
Иезуиты подчеркивали, что речь идет именно о католической конфессии: в китайском
тексте сказано, что Христос оставил 27 книг, своего рода Канон учения. В сирийском Каноне
Нового Завета, Пешитте, всего 22 книги, а в Каноне католическом – именно 27. Итак,
несториане «выводились из игры». Кроме того, в тексте надписи подтверждалась истинность
католического учения о двуединой природе Христа (в противовес несторианам с их учением о
четком разделении божественной и человеческой природы Спасителя). Тем не менее церковь
еще долго цеплялась и продолжает цепляться за эту подделку. Правда, в XIX веке каменная
плита из Сиань Фу была – вроде бы окончательно – признана фальсификацией авторитетными
синологами. Но не церковью!
Интересна история изысканий, связанных с этой необычной находкой. В китайских
текстах мы не находим о камне никаких сведений. Иезуит Эммануэль Диас, в 1641 (или в 1644)
написавший научный трактат о камне из Сиань Фу, сам не твердо уверен, когда и где камень
был найден; он предполагает, что в 1623-1625 гг., и называет места, отстоящие друг от друга на
расстояние в 40 английских миль. При этом, естественно, он пересказывает типично
христианскую легенду о старом крестьянине, о посетившем его чудесном видении, о чуде в
разгар снежной пурги и т. д.
Надпись почти не выветрилась, и это послужило основанием утверждать, что со времени
создания («781») плита простояла на поверхности всего 64 года, а в 845-м – была зарыта в
землю.
Как это все происходило, сами ли иезуиты изготовили надпись на камне и как именно они
это сделали, – неясно и по сей день. Но знание некоторых сторон миссионерской деятельности
в Китае позволяет подозревать в фальсификации именно членов Ордена.
Учитывая огромное его значение для католической церкви, а также нескончаемые споры
вокруг найденного мраморного блока, я решил внимательнее к нему присмотреться.
В роскошно иллюстрированном и многократно перепечатанном издании об иезуитской
миссии в Китае {China illustrata ; Китай в рисунках; Амстердам, 1670) иезуит Атаназий Кирхер
обстоятельно описывает каменную плиту и долго и нудно рассуждает о ее подлинности.
Оказывается, уже в 1640 году, после того как Кирхер рассказал публике о замечательной
находке в своем произведении «Посланец коптов» (Prodromus coptus), ему пришлось выдержать
шквал критических нападок. Никто не хотел верить в истинность находки. Видимо, люди –
даже не владея китайским, – при одном только взгляде на надпись тотчас различали в ней
186 Сирийские несториане якобы переселились в начале средневековья из-за гонений в Персию, а оттуда в
Индию и Китай. Но не все. В Месопотамии в XVI в. они заключили унию с Ватиканом и образовали патриархат
халдейского обряда, халдейскую церковь. Еще одно упоминание халдеев, на этот раз, скорее всего, единственно
достоверное.