Page 134 - vovie
P. 134

Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы»  133

государственных должностей. Довольно необычная история, главные действующие лица
которой предстают перед нами не в самом лучшем свете, не правда ли?

       В XIX веке французский синолог Станислас Жюльен установил еще раз, что надпись на
камне представляет собой фальшивку. Его поддержал коллега из Йельского университета Е. Е.
Солсбери, утверждавший, что точка зрения Жюльена получила всеобщее распространение в
профессиональных кругах. Даже крупный ориенталист и исследователь религии Эрнест Ренан в
1855 году писал, что «несторианский камень» – это подделка; восемь лет спустя, правда, он уже
считал его подлинным. Начиная с Потье (1837), сторонники подлинности «несторианского
камня» начинают постепенно преобладать. Хирт (1855) воспринимает его как документ. В 1908
году для нью-йоркского «Метрополитена» изготовляют имитацию и одну копию передают в
Ватикан. С 1907 года «несторианский камень» выставлен в музее Сиань Фу.

Астрономия: форпост Христа и европейского историцизма

       Считается, что с незапамятных времен 195 образованные китайцы занимались
астрономией, преследуя при этом мистические или религиозные цели. При этом для них были
важны не столько календарные, практические вопросы (например, когда крестьянам следует
начинать сев), сколько определение благоприятных и неблагоприятных дней. Этим
интересовались все – от императора до последнего простолюдина. С гороскопом сверяли и
время закладки первого камня в строящемся доме, и устроение праздников, и всю свою жизнь.
При дворе китайского императора нес службу штат астрологов, в чьи обязанности входило и
составление прогноза погоды. Если прогноз оказывался неточен (например, не предупреждал о
солнечном затмении 196), народ считал, что император слаб: кому же и знать о готовящемся
природном катаклизме, как не Посланнику Неба.

       К сожалению, астрономические сведения, содержащиеся в китайских хрониках 197, не
пригодны для научного анализа: они почти никогда не содержат данных наблюдений, но по
большей части – вычисленные даты. Это скорее астрология, нежели астрономия.

       Приблизительно с 1351 года исламские чиновники, явившиеся в некотором роде
реформаторами китайского календаря, занимаются приведением в порядок императорских
хроник. Кстати, очень важная дата (Маркс, 1996а): за четыре года до этого в Центральной Азии
должна была произойти неслыханная катастрофа, последствия которой отозвались и в Европе в
виде «черной смерти», или чумы. Все китайские календарные даты, предшествовавшие
катастрофе, можно рассматривать как ретроспективный вымысел 198

       Одной из причин заката династии Мин и самоубийства последнего императора называют
неумение придворных астрономов правильно рассчитать календарь. Наверное, мусульмане,
передававшие опыт китайским коллегам, работали в последние годы небрежно: календарные

   195 Про незапамятные времена, т. е. времена, о которых память человеческая ничего не сохранила, можно
считать все что угодно. Это легендарно-сказочное пространство можно заполнять любыми выдумками. Реальная
китайская история не длиннее европейской. Первые самые зыбкие исторические воспоминания относятся ко
второй половине XIV века. Это и есть реальная предревнейшая историческая старина Китая. Все остальное –
выдумки иезуитов, превративших китайские легенды и сказания в описание виртуальной истории.

   196 До перехода императорского астрономического ведомства в руки иезуитов, ни одно предсказание затмений
китайскими астрономами не сбывалось и ни одно затмение не было ими верно предсказано.

   197 Никаких хроник в Китае на самом деле не существовало. Все они были созданы задним числом, когда в
Китае в XVII веке получили распространение переведенные иезуитами и обращенными ими в католицизм
китайцами книги по европейской истории. Окончательно европейская историческая идея и хроники как один ич
видов ее реализации были приняты на вооружение китайским двором в XVIII веке.

   198 В том числе и о мусульманских астрономах при китайском дворе. Никакого ислама до 1350 г. нигде в мире
не существовало. Автор цитирует здесь и одновременно высмеивает общераспространенные заблуждения
историков.
   129   130   131   132   133   134   135   136   137   138   139