Page 135 - vovie
P. 135

Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы»  134

затмения никак не хотели совпадать с природными.
       В правление последнего императора династии Мин и началась миссия иезуитов в Китае.

Утонченные интеллектуалы со всей Европы, формально находясь под дипломатической
защитой Португалии, они, фактически каждодневно, рисковали жизнью, распространяли в
Срединной империи католическую веру 199. Незаурядные знания в области математики,
геодезии и астрономии снискали им почет и уважение в аристократических кругах китайского
общества; некоторых иезуитов приглашали на службу при дворе китайского императора, и
«первым среди равных» был Матео Риччи, прибывший в Китай в 1583 году (рис. 43). Он
познакомил китайцев с новой моделью Солнечной системы, принятой в то время в Европе. В
календарных расчетах Матео Риччи всегда оказывался точнее, чем его придворные конкуренты.
Кстати, упоминавшийся в предыдущем разделе Терренц состоял в переписке с Кеплером и
советовался с ним по вопросам астрономии.

       Таким образом, иезуиты непосредственно участвовали в процессе упорядочения
китайского времяисчисления 200, а с 1611 года – помогали составлять годовые гороскопы. Для
уточнения расчетов Сабатину де Урсису и Жану Путориа пришлось определять градус долготы
Пекина, что оказалось совсем не простым делом: китайцы об этих материях не имели ни
малейшего представления.

       В те времена в китайском языке не было слова «христианство»; говорили просто –
астрология, небесное учение. Китайские аристократы вряд ли даже осознавали, что их
обращают в другую веру: к своей миссии иезуиты подходили тактично и с уважением к
местным традициям. Первое время они даже одевались, как буддистские монахи; позже Орден
позволил им носить китайские шелковые одежды и головные уборы. Об этом Риччи с
восторгом писал своим друзьям, прибавляя, что больше всего на свете ему хотелось бы иметь
раскосые глаза и плоский нос в придачу.

       В 1622 году его ученик и преемник Триго привез с собой из Кельна талантливого ученого
Иоганна Адама Шалля, ставшего с 1640 года главой пекинской иезуитской миссии (рис. 42).
Иоганн Шалль, выдающийся математик и астроном, сразу же завоевал расположение
образованных кругов столицы. Первый император пришедшей к власти (1644)
Маньчжурскойдинастии, юный Чжун-цзы, часто и по разным поводам советовался с
пятидесятилетним иезуитом, обращался с ним запросто, без церемоний и называл его
«дедушкой». Когда встал вопрос, кому ведать календарными расчетами, Шалль посрамил
мусульманских звездочетов, с большой точностью предсказав солнечное затмение. Положение
его при дворе еще более упрочилось. Теперь, будучи назначенным главой придворной
календарной комиссии, он принялся разрабатывать китайский календарь и упорядочивать
китайские хроники в соответствии с новейшими достижениями европейской историографии.
Результат работы был представлен в 1662 году на китайском языке и два года спустя – на
латыни. К этому времени его и еще троих иезуитов обвинили в злословии на Конфуция и
занятиях черной магией и приговорили к смерти. Заденьдо казни случилось сильное
землетрясение, из-за чего император счел возможным помиловать бывшего фаворита. В 1666

   199 Нападение как наилучшая стратегия защиты. Вместо того чтобы ограничиваться защитой от китайских
«религиозных и идеологических соблазнов» на европейской почве, Ватикан мудро решил направить острие
нападения в самое сердце потенциального идеологического противника. И он бросил в бой свою самую сильную
интеллектуальную гвардию – высокообразованных иезуитов.

   200 Одновременно они выполняли установку Ватикана по придумыванию древней истории Китая, которая
должна была простираться до самого всемирного потопа. Для этого они собирали сохранившиеся отрывочные и
размытые сведения о существовавших в последние 100-200-300 лет на территории Китая государствах. Собранная
информация дорабатывалась, расписывалась в европейском духе и соответствующие описания отсылались
иезуитами на сотни и тысячи лет в прошлое. Хотя созданная таким образом «история» длиной в четыре тысячи лет
и оказалась даже для китайцев слишком длинной (первые «династии» объявлены сегодня легендарными), она в
основном составляет сегодня костяк выдуманной китайской истории. Правда, китайских археологов она поставила
в незавидное положение: какой бы ни считалась древней та или иная династия, соответствующие ей могилы и
артефакты находят или близко от поверхности, или в археологически девственной почве: никакие слои,
подтверждающие дальнейшее историческое развитие, над ними не обнаруживаются.
   130   131   132   133   134   135   136   137   138   139   140