Page 136 - vovie
P. 136
Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы» 135
году Шалль умер. После смерти он был в 1669 г. официально реабилитирован, а миссию
возглавил бельгиец Фердинанд Фербист, остававшийся на этом посту вплоть до кончины в 1688
году. Воистину, это были люди необыкновенной судьбы!
Во главе императорской астрономической комиссии иезуиты находились в общей
сложности 170 лет. Помимо распространения католической веры, они вели плодотворную
научную деятельность. Иезуиты были географами и историками 201, пропагандистами
новейших технических достижений и политическими советниками. В частности, они
консультировали императоров во время переговоров с Россией, превратившейся со временем в
важнейшего северного соседа Поднебесной империи.
В мировоззренческих вопросах иезуиты были строго последовательны: они чтили
Конфуция и вели непримиримую борьбу с «псевдорелигиями» – буддизмом и даосизмом.
Возможно, апелляция к Конфуцию, охранителю устоев и стороннику сильной власти, помогала
иезуитам закладывать основы для распространения христианства. Возможно также, что именно
иезуитам мы обязаны явлению «воссозданного» Конфуция, просвещенного
фило-софа-«государственника», как маньчжурские императоры обязаны им (литературному)
созданию образца для своего правления – блистательной эпохи Тан (618-907).
Вымышленная «история» придуманной династии Тан
Венцом многолетних усилий миссионеров, оставившим неизгладимый след в мировой
истории, стал «перекрой» китайской хронологии и ее подгонка под европейские даты.
Старейшей европейской публикацией хронологической таблицы китайских императоров
считается Tabula chronologica monarchiae sinica иезуита Филиппа Купле (1687), вышедшая в
исправленном трехтомном варианте в 1782 году. Циклическое время китайцев превратилось в
этой работе в направленный временной луч, что было типично для апокалиптического
мышления католической церкви.
Мартин Мартини (1658) написал первую на латинском языке историю Китая от истоков
до Рождества Христова. Гениальный Антуан Гобиль исследовал связи Древнего Китая с
другими нациями и издал перевод древних китайских преданий «Книгу документов»; он же,
первым из европейцев, составил жизнеописание Чингисхана (1739). Де Виделу занимался
китайскими источниками по истории Северной Азии.
А Премар составил китайскую хронологию событий, предшествовавших эпохе, описанной
в «Книге документов».
«История династии Тан» Гобиля (опубликованная в его в «Мемуарах», тт. 15 и 16) стала
основополагающей для китайской историографией. Сегодня известно (Твитчетт, 1992), что в
1700 году имелась лишь одна рукопись хроники Тан; позже были найдены еще несколько
фрагментов середины XVII века со вставленными главами, «не имеющими исторической
ценности».
Единственный манускрипт с позднейшими приписками? Это напоминает о подделанном
Таците и прочих «классиках». Неужели Гобиль по собственному почину решил заняться
составлением хроники? В его книге приведены сведения, которые «не стоит даже пытаться
найти в китайских трудах того времени», как выражается Роуботэм (1942).
Вот какие удивительные вещи пишет Гобиль (сам астроном) об астрономии эпохи Тан: в
721-727 гг. Индиец И-Ан вернул астрономии ее былую славу, потускневшую в глазах
императора и придворных после нескольких небрежно и ошибочно сделанных расчетов
солнечных затмений. Индиец выстроил обсерваторию, использовал астролябию, секстант,
гномон; давал точнейшие сведения о солнце, луне и планетах, а также занимался
201 Иезуитская версия придуманной китайской истории была зафиксирована в книгах итальянского иезуита
Мартино Мартини, вернувшегося в 1653 г. из Китая в Европу. В 1658 г. он опубликовал в Мюнхене десятитомный
труд, большая часть которого была посвящена китайской истории. Так как исторические сведения сопровождались
главами о географии и экономике, медицине и астрономии, религии и философии, семейном и социальном
устройстве, в которых не было оснований сомневаться, европейский читатель принимал и их за чистую монету.