Page 75 - vovie
P. 75
Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы» 74
Подобно Цезарию 82 и даже – соответствуя своей функции, личности и историческому моменту
– превосходя его, стал Григорий пастырем Конца времен. Убежденный в близости конца света,
страстно принялся он за дело спасения христианского народа, ответ за которое ему пришлось
вскоре держать перед Богом. Христиан своей страны вдохновлял он, будучи великим
организатором, на процессии и свершение обрядов, …к иноземцам посылал миссионеров.
Англичанам, вернувшимся в язычество, послал он миссию в Кентербери, которая начала –
якобы повторное – христианское завоевание Великобритании. Итальянцам подарил он книгу
легенд о святых, выделив среди местных Отцов церкви новопреставленного монаха Бенедикта
из Монте Кассино как одного из величайших в христианстве святых. Что с того, что никто из
христиан, которых нужно было спасти, не воскрес из мертвых? Великая сила сострадания
Григория по поводу конца света не оставляет их и по смерти».
Даже если закрыть глаза на весь пафос языка, небольшой этот отрывок содержит такое
количество изобретений, что одна эта их скученность полностью перечеркивает этого
сказочного Сверхпапу как исторического персонажа. Например, укажем на многочисленные
упоминания в церковных текстах эпидемий чумы (следующая после уже упомянутой якобы
была в 744-747 годах). Исследования, проведенные историками медицины, не подтверждают ни
одной вспышки чумы до XIV века. Фантомные проекции чумы как природного явления, не
поддающегося контролю со стороны церкви – это уловка церковников с целью объявить такие
природные катастрофы привычным явлением, чтобы избежать неприятных вопросов о
причинах этих бедствий.
Во 2-й книге «Диалогов» Григорий не только «выдвигает» (выражение Ле Гоффа, с. 241 и
далее) святого Бенедикта из Монте Кассино (529; полностью вымышленная фигура) в
основатели монашества, но и создает в 4-й книге теологические основания для чистилища,
поспешив (даже с точки зрения Ле Гоффа) лет эдак на шестьсот. Впервые лишь в «Книге чудес»
Петра Дамиани (предположительно написанной в 1063-1072 годах), некоего монаха из Монте
Кассино, – души возвращаются из чистилища, чтобы просить помощи у живущих либо
предостеречь их от свершения грехов. Дева Мария – ни много, ни мало именно в ночь на 15
августа (Успение Богородицы) – освободила на один год несколько душ, усиленно
предававшихся в молодости половым утехам (с. 243). Таким образом, налицо длительный
временной прыжок, языковой и смысловой анахронизм, касающийся воскресения из мертвых и
культа Девы Марии.
Святой Патрик
Ле Гофф неутомимо движется вперед. В 1116 году в северо-восточной Франции появился
«психоаналитический» роман о чистилище Губерта Ногентского. По изобразительной силе его
превзошел монах из Монте Кассино Альберик Сеттефрати, в десятилетнем возрасте (в 1110 г.)
пролежавший девять дней в коме. Ребенок имел при этом видение, которое он десять лет спустя
пересказал своему аббату, записавшему его. Дальнейшие переписывания многочисленными
монахами настолько исказили этот текст, что еще через десять лет (около 1130) за его правку
взялся Петр Диакон. Текст в его редакции дошел до наших дней. Он стоит в ряду видений,
пишет Ле Гофф (с. 251), уже знакомых нам по творчеству послушников Монте Кассино:
вышеупомянутых Перпетуа и Фе-лисита (II век), Ветти (IX век), автора «Жизнеописания
Святого Брендана» и других. Этот сомнительный ряд реципиентов видений, а также странная
история рукописи, искаженной уже через десять лет, заставляют предположить много более
позднее написание текста. Описание видения занимает 20 печатных страниц и «представляет
собой хаотическое нагромождение заимствований из различных литературных источников,
изрядно сдобренное бенедиктинским патриотизмом» (с. 255).
То есть доверия вся эта история не заслуживает.
82 Цезарий фон Хайстербах (якобы 1180-1240) – средневековый писатель и историк города Кельна, якобы
собравший в своих латинских «Чудесных диалогах» около 750 рассказов на историко-культурные и связанные с
традициями темы. Скорее всего, апокрифическая личность эпохи Возрождения.