Page 76 - vovie
P. 76
Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы» 75
Равно как и красивая легенда о святом Анскаре, миссионере северной Германии,
жизнеописание которого, созданное его последователем Римбертом, рассматривается (несмотря
на вполне обоснованные подозрения в принадлежности к подделанным в XVIII–XIX веках
летописным книгам из Корвея) многими учеными как подлинное. Пятилетнему монастырскому
ученику уже являлась Дева Мария. Юношей он был настолько потрясен смертью императора
Карла Великого, что впал в некое помраченное состояние, пережил подобие смерти, во время
которой Петр и Иоанн (Креститель) показали ему чистилище. Три дня, проведенные в огненных
муках, показались ему тысячью лет; затем он вернулся в сей мир с твердым намерением
принять мученический венец (что, впрочем, впоследствии не подтвердилось). Кроме прочего, в
тексте присутствует покаянная исповедь. Все это – моменты, появившиеся не ранее XII века.
Далее Ле Гофф знакомит нас с латинским пересказом (1149) «Видения Тнугдала
Ирландского» (Бар, с. 106) – печатное издание 1882, Эрланген – и показывает, что в нем, наряду
с идеей воскресения и кармой, представлена «частью индоевропейского наследия», как и
легендарные ирландские короли (типичный продукт гуманистов). Ле Гофф удивляется тому,
что ирландских королей всерьез принимают за исторических персонажей. Я удивляюсь тому,
что Ле Гофф всерьез принимает датировку.
Или «Жизнеописание святого Патрика», ирландского миссионера (V век), написанное Г.
Сэлтри, у которого рыцарь Овейн сопровождает якобы фигуру из романа короля Артура. Для
теологического подтверждения истории о чистилище цитируются святой Августин и папа
Григорий Великий (сочинения обоих я хотел бы отнести к XVI веку). Впервые роман был издан
Мессингэмом в 1624 году; затем – иезуитом Колганом в 1647-м.
Ле Гофф, считающий ссылку на святого Патрика необоснованной, ссылается на первое
упоминание книги около 1180 года, причем некоторые ученые отодвигают дату создания этого
«бестселлеpa Средневековья» (якобы в 1190-м уже переведенного Марией Французской) в 1210
год. В 1497 году связанные со святым Патриком места паломничества в Северной Ирландии
были прокляты тогдашним папой; в 1632 (и неоднократно в более позднее время) они
насильственно уничтожались, но с 1790 года паломничество возродилось и стало весьма
популярным. Сейчас Патрик – один из наиболее уважаемых ирландских святых. Из этого
можно сделать вывод, что христианское почитание этих мест паломничества и
соответствующая легенда сформировались значительно позже.
Преобразование
Некоторые из этих подделок разоблачались довольно скоро. Так, Абеляр (XII век)
установил, что в знаменитом парижском монастыре Сен-Дени подделывались многочисленные
рукописи, приписываемые часто Карлу Лысому. То, в чем я подозревал аббата Одилона
Клюнийского, похоже, подтвердилось: инок Йот-свальд приписал ему (Петр Дамиани
повторил, а Яков Ворагин-ский в XIII веке занес в свою книгу «Золотая легенда») мысль о том,
что следует ревностно молиться, поститься и жертвовать на спасение несчастных душ в
чистилище. Ле Гофф пишет (с. 173): «К тому времени, как Йотсвальд и Петр Дамиани написали
„Житие Одилона", чистилище еще не родилось». Как, впрочем, не родился к тому времени и
Достопочтенный Бэда, проповедовавший якобы за пятьсот лет до них то же самое.
«XII век стал эпохой взрыва (вспышки) латинского христианства» (Ле Гофф, с. 177). Вот
именно! Предыдущее столетие церковь находилась в эмбриональном состоянии, а до этого
покоилась в раю «нерожденных».
Но мы уже знаем (с. 183), что «литература XII века полнится апокрифами», то есть
текстами, приписанными ранним, завоевавшим добрую славу авторам. Оригиналы во всех
случаях отсутствуют. Самые ранние рукописи восходят к XIII–XIV векам, – сообщает Ле Гофф.
Возражений у меня нет.
Для святого Августина испытания верующих и очищение страданиями начинается уже
здесь, на Земле; в потустороннем мире все они – иначе какой же смысл в земных страданиях? –
будут продолжать страдать до Страшного Суда. Это – довольно поздняя фаза развития
концепции чистилища; я не решусь датировать ее ранее чем XIII веком. Григорий Великий идет
дальше: позорные грехи могут быть искуплены страданиями в форме пыток прямо там, где они