Page 81 - vovie
P. 81
Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы» 80
из греческого культа героев, сродни полубогу Геркулесу); Христа-ангела (докетизм 88, ислам).
Тем не менее изобретались новые гностические писатели, например Валентин, около 180 года
цитировавший почти все книги Нового Завета, что я считаю абсурдным. Этого нет даже у
«отцов церкви» два столетия спустя, хотя их изобретение и было солидной подделкой. Его
«Евангелия Истины», скорее всего, никогда не существовало; одноименный текст,
обнаруженный в Наг Хаммади (Египет), – это совсем не то, что якобы цитировали из Валентина
Климент и Ириней. «Тонкий» ход церкви, пытающейся указать на сходство обоих текстов
(относящееся только к заглавию), способен ввести в заблуждение лишь исследователя,
привыкшего выдавать желаемое за действительное.
Точно так же, как Гераклеоново (ученик Валентина) «Толкование на Евангелие от
Иоанна» есть одно из сравнительно недавних творений церкви эпохи гуманизма.
Другой ученик Валентина, Птолемей, в письме к жене (или к деве?) Флоре (у монахов
игривая фантазия!) цитирует Евангелие от Матфея и Послания апостола Павла, что немыслимо
и в III веке.
Рукописи, найденные в Наг Хаммади, если попытаться правильно соотнести их некой
определенной эпохе, относятся, самое раннее, к концу X века. Многочисленные (иногда даже
объединенные) цитаты из Священного Писания предполагали, разумеется, близкое знакомство
авторов с его текстом. В «Евангелии Истины» встречаются небольшие фрагменты из
платоновской «Политейи» (588–589), а в трактате «О душе» трижды процитирована «Одиссея»
Гомера. Вряд ли Платон и Гомер хранились в древнехристианской библиотеке; в культурный
обиход такой синкретический образ мышления вошел только после 1000 года.
К сожалению, исследование готской Библии Ульфилы (IV век) 89 не дает основания
говорить о раннем возникновении христианства, пусть даже арианского и варварского.
Считается, что «для перевода использовался в числе прочего и греческий текст, но все же
перевод восходит к латинскому образцу» (Энциклопедия Майера. Т. 15). Для выходца из
Каппадокии Ульфилы греческий язык был родным. Неужели он действительно знал латинское
Евангелие? Или и эта знаменитая сингулярность суть творение гуманистов? 90
Сохранившиеся фрагменты западно-готской Библии из Италии (восточно-готских
областей) попали в монастырь Верден на Руре, а оттуда в 1669 году через Прагу – в Стокгольм,
где в это время бытовала теория о родстве скандинавов и готов (о несостоятельности этой
теории см. Зее, 1970). Трудно судить, коммерческие ли, пропагандистские ли интересы
подвигли церковь отправить бесценную реликвию в столь дальнее путешествие. Ясно лишь, что
церковь была в крайней мере заинтересована в широкой презентации своего сокровища.
Даже обнаруженный в Вольфенбюттеле (1758) палимпсест с сорока стихами, и еще
несколько фрагментов в Северной Италии (1817) – не освобождают «Серебряную Библию»
Ульфилы от подозрения в подделке. Нагло сфальсифицированный двуязычный
(готско-латинский) пергаментный лист из Гиссена – лучшее тому доказательство.
Нам не с чем сравнить шрифт и язык этой единственной книги вестготов. Немногие
готские слова, вычлененные филологами из других источников, звучат по-иному, нежели
содержащиеся в тексте Библии Ульфилы. И я не могу отделаться от мысли, что мы имеем дело
88 Докетизм (от греч. докеин – казаться) – теологическая позиция, а не секта – учил, что Иисус Христос имел
призрачное тело, а не вещественное. Иисус всегда оставался Богом, его земное пребывание не коснулось его
божественной сущности. Этой позиции придерживались различные гностики.
89 Ульфила – фигура мифологическая: знаменитый просветитель готов (якобы 311-381), с 341 г. епископ
готов-ариан. Переселился с вестготами в Болгарию (348) и присутствовал якобы на соборе в Константинополе в
360 году.
90 В пользу гипотезы очень позднего изготовления библии Ульфилы говорит подмеченное Ярославом Кеслером
(химик, профессор МГУ) обстоятельство, что т. н. серебряный кодекс, хранящийся в упсальской университетской
библиотеке и содержащий четыре евангелия, написан серебряными чернилами, а таковые были изобретены лишь в
XVII веке. (См. «Книгу цивилизации» Давиденко и Кеслера, М., 2001.)