Page 84 - vovie
P. 84

Уве Топпер: «Великий обман. Выдуманная история Европы»  83

несфальсифицированных археологических находок или иных свидетельств.
       Наше представление о раннехристианской эпохе в империи франков основывается на двух

латинских текстах:
       • на «исторических книгах» епископа Григория Турского и
       • на поэтических образцах «его друга и спутника» Венанция (Счастливого, VI век).
       Стиль, склонность к чрезмерным преувеличениям и миссионерский пафос выдают в обоих

продукт значительно более позднего творчества. Огромного дворца на горе над Мозелем у
Брай-тенштайна, в подробностях описанного Венанцием, с тридцатью башнями и обрамленным
колоннами порталом, никто, правда, найти не смог, тем не менее ученые принимают его как
факт прошлого. Они делают из этого «факта» далеко идущие выводы о социальном устройстве
общества того времени: мы узнаем о чужеземных ремесленниках, прибывших из Галлии, но не
отнимающих рабочие места у местных каменотесов. Вот кто стоял у колыбели нынешнего
общеевропейского единства!

       Регина Зоннтаг (1987) разложила выдумки Григория на составные части. Впрочем, она
посчитала архитектурные данные в основном заслуживающими доверия. Зато сведения о
количестве войска и датировку Григория она относит к области сказок. Все это, следовательно,
было написано гораздо позже. Трюк с «полуправдой» (привести частично достоверные
архитектурные сведения и с их помощью «протащить» в историю список вымышленных
правителей и мифических деяний) знаком мне по творчеству испанских «хронистов» XVI века.

       Вопрос о существовании в Центральной Европе в ту эпоху («V–VIII век») арианства еще
ждет своего исследователя. Возможно, людей устраивала синкретически-языческая картина
мира, они молились и отправляли культы в рощах и у камней и ничего не знали о распятом
палестинце. Ирландия перешла к христианству незаметно и ненасильственно. Для этого не
понадобились «церкви-крепости».

       Рельефы в таких церквях, на стенах или на загородках, отделявших хор от молящихся
(например, рельеф в Хорнхаузене), дают представление о духе того времени, о богах, которым
поклонялись. Словно Вотан 94» восседает на коне всадник с не защищенной шлемом головой, а
под ним извивается Мидгардский змей. На выставке он стал «христианским святым рыцарем в
шлеме, 1-й половины VII века», – найденным, правда, довольно далеко от ареала расселения
франков, в Северном Харце (Гарце) (рис. 21). Рельеф составлял часть шестистворчатого
оградительного барьера церковного хора. В доказательство принадлежности всадника к
христианству приводят раскопанный в тех краях (и датированный 200 годами позже) конский
могильник. Можете убедиться сами, именно так и написано в каталоге.

       Посмотрите на руины церкви святого Виллиброрда в Рейнской области («738»), – с
роскошным саркофагом и каменной кафедрой, – вы не найдете ни единого христианского
символа, хотя рельефные декорации хорошо сохранились.

       С нередко встречающимися франкскими надгробиями и производящими впечатление
христианских надписями дела обстоят не лучше. Даже аббату пришлось довольствоваться
надгробием без креста. На других камнях, напротив, только кресты без надписей, причем
кресты выполнены в стиле поздней готики или даже югендштиля. Поздняя фальсификация (в
эпоху Возрождения или в XIX–XX века) очевидна. Иногда на камнях заметны следы
использования современной техники (а именно, шлифовальной машины); еще чаще
встречаются совершенно невозможные тексты, как, например:

       HIC. PAU
       SAT. COR
       PUS ALD
       UALUHI.CU
       IUS.ANIMA

   94 Вотан (он же Водан и Один) – высшее божество германцев. Оба имени указывают на славянское (вендское)
происхождение: Водан –водяной, связанный с водой. Плавающий по морю? и Один – первый, главный,
единственный? Имена его жены Фригг (холодной? северной?) и сыновей Вальдр, Хёдр и Видар скорее всего
указывают на германскую компоненту немецкого этногенеза.
   79   80   81   82   83   84   85   86   87   88   89