Page 29 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 29
Кроме того, мы знаем, что около Ладожского озера и Новгорода найдено множество
куфических монет; иногда вырывали из земли целые кувшины с монетами, принадлежащими
арабским Халифам и булгарским Саманидам. Многие из этих монет принадлежат 7-му и
8-му векам. Их огромное количество свидетельствует, что они попали туда по пути торговли
и в это же самое столетие; ибо у магометан почитается высочайшею властью бить деньги, а
потому каждый владетель собирал монеты предшественников своих и заменял их своими. По
Днепру найдено множество арабских монет, в том числе и 639-го года.
Из этого следует: 1) что торговля в России существовала уже в 8-ми даже в 7-м
столетии; 2) что торговля Руссов была не меновая, а на деньги, следовательно, Руссы знали
деньги; 3) что торговля была обильная, ибо доставляла возможность избытки обращать в
клады (клади).
В большее подтверждение этих выводов скажем, что Руссы знали употребление
драгоценных металлов, ибо а) послы их носили печати златы, а гости (купцы) сребряны; b)
Руссы выбивали золотые брактеаты для ношения на шее, и в Копенгагенском музее хранится
несколько таковых, выбитых в честь Рюрика, Олега, Игоря, Ольги и Святослава; с) в 725
году Примислав Богемский бил уже серебряную монету; d) в Червоной Руси бита была
чистая золотая монета без лигатуры, названная по этому поводу червонною и червонцем, для
отличия от дукатов, распространенных под этим именем во всей Европе. Название:
«червонное золото» сохранилось и по сие время на Руси как эпитет самому чистейшему
золоту; e) появление в одной части Руси временного обращения кожаных денег есть только
случайность, происшедшая от разграбления той страны монголами, обобравшими все
металлы; следовательно, это обстоятельство должно быть рассматриваемо как следствие
постигшего ту страну бедствия, а не как невежество народное; f) наконец даже и Саксон
Грам. говорит, что Русь ещё до Р.Х. обиловала золотом; обилие же его в таких местах, где
нет золотой руды, может появиться только от торговли.
He излишним будет присовокупить здесь, что мы считаем ошибочным принятие
некоторыми слова «безмен» за скандинавское, а самый этот снаряд за изобретение новейших
времен. Безмен называется у Скандинавов «Biszman» - этому слову нельзя найти никакого
корня во всех наречиях германского происхождения и если бы кто вздумал разделить его на
два слова - на Bisz и Mann, тот заставил бы только смеяться над собой; ибо Bisz или Biss от
beissen (кусать) - значит укушение, Mann - муж; можно ли из таких слов составить название
для снаряда, употребляемого вместо весов? - Славянский же корень этого слова весьма легко
определить, стоит только самое слово разделить на два, т.е. от существительного имени
отделить предлог, и будет «без - мен», т.е. без мены, а на деньги.
И так не только вероятно, но даже несомненно, что Скандинавы сами заимствовали это
слово у Славян и что безмен есть орудие, изобретенное Славянами в давние времена. Что
торговля Славяно-Руссов существовала ещё до Р. X., мы усматриваем из следующего.
В европейской Сарматии Славяне имели четыре торговые вольные области: Винетскую
(Wolini, Waloini, Vulini), Псковскую (Peukini), Новогородскую и Волынскую или Бугскую
(Budini). Первая находилась на острове Винете, ныне Горланд, называвшемся также Волин
(Wolin - вольный). Город собственно, названный германцами Винетою, именовался Выжба,
ныне Wisby, впоследствии присоединившийся к ганзейскому союзу.
Гельмольд, почти современник Нестора, пишет, что Винета, на острове Волине,
обиловала всякого рода торговлею, что в ней стекались народы всех стран и что она
почиталась славнейшим и многолюднейшим в Европе городом. Действительно, на острове
Готланде сохранялось до 17-го века предание, что с востока по Волге доставлялись туда все
товары индийские, персидские и арабские. Неудивительно, что имя Волги сохранилось там
так долго в памяти; ибо на Готланде есть и теперь река по имени Волжица. Вероятно, что
Венеты сами когда-либо сидели на Волге и в память этого назвали свою реченку Волжицею,
или, может быть, применяясь к пословице (до которых Славяне большие охотники) «с моря
да на лужицу», хотели выразиться, что товар идет с Волги да на Волжицу.
Видукинд называет жителей Волина Waloini (вольные); у аналиста Саксонского они