Page 320 - Древняя Ведическая Русь основа сущего
P. 320
Плохо пришлось бы северной Руси, если бы 319 Александр Невский не разбил войско, которым
предводительствовал Биргер.
Западный мир во всё время татарского ига пытался воспользоваться несчастным положением России. В
год нападения Батыя на южную Русь папа Григорий проклял всех новгородцев и призвал к Крестовому походу
против Новгорода.
А незадолго до того особыми буллами папа римский запретил католическим купцам продавать в русские
земли корабельные снасти, лошадей, разные изделия. Неслучайно советником Батыя был рыцарь святой Марии
Альфред фон Штумпенхаузен. После этих предательств у русских сформировалось недоверие к Западу.
Иван III смог создать единое русское национальное государство только благодаря тому духовному и
культурному подъёму, который начался вслед за Куликовской битвой. Начался этот подъём усилением интереса
у русского общества к национальному прошлому.
Русская культура, начиная с конца XIV столетия, вся пронизана духом любви к русскому прошлому.
Русским прошлым увлечены не только русские летописцы, но и живописцы, и архитекторы. Центром этого воз-
родившегося интереса к временам русской независимости является Москва.
В конце XIV века работа московских летописцев приобретает государственный характер. Нуждаясь в
идеологическом фундаменте своих действий по собиранию Земли Русской, московские князья стремятся возро-
дить древнюю идею о единстве Русской Земли, которую уже развивают киевские летописцы. Московские мит-
рополиты и Великие Московские князья свозят в Москву отовсюду областные летописи. Московская летопись
превращается в общерусскую. Первый общерусский свод летописей был составлен в Москве ещё в 1408 г. Это
свидетельствует о созревании мысли о необходимости политического единства Руси.
Усиление интереса к истории сочетается с усилением интереса к памятникам старины. При Дмитрии
Донском восстанавливается древняя живопись, бывшая до нашествия монголов в Успенском соборе во Влади-
мире. Реставрируются древние церкви в других городах.
В эту же эпоху создаются различные повести о борьбе с татарами. Генеалогия московских князей дово-
дится до Владимира Красное Солнышко. Москва энергично восстанавливает связь с традициями Киевской Руси.
В это время расцвёл талант замечательного иконописца Андрея Рублёва. Художественные произведения,
созданные Андреем Рублёвым и его учениками в тяжёлые времена татарского ига, нисколько не уступают тво-
рениям художников итальянского возрождения.
В средневековой России функции современных философов, историков, публицистов, журналистов, ху-
дожников – формирователей мысли народа выполняли монахи. В. О. Ключевский особенно выделяет три имени:
митрополита Алексея, сына черниговского боярина, Сергия Радонежского, сына ростовского переселенца и свя-
тителя Стефана, сына бедного причетника из г. Устюга. Они были образованнейшими людьми своего века. Про
одного летописец сообщает: “всю грамоту добре умея”, о другом – “всяко писание Ветхого и Нового завета
пройде”, третий: “книги гречески извыче добре”.
Это были светочи, вожди русской национальной элиты. (Не говорю интеллигенции. Так как этот термин
ввёл в 60-х годах XIX века писатель П. Д. Боборыкин для обозначения грамотных, но необразованных людей –
приказчиков, недоучившихся студентов и т.д.
В “Троицком патерике” числится свыше ста учеников св. Сергия, также прославленных народом и при-
численных к лику святых. На недосягаемой для современного человека высоте стояла эта “элита” русского наци-
онального государства XIV века.
В. О. Ключевский сообщает, что за время 1240 – 1340 гг. возникло менее 30 монастырей, но в период
1340 – 1440 гг. более 150, причём 50 из них основаны учениками св. Сергия Радонежского. Следовательно, не
страх, не приниженность и духовная бедность первых после разгрома поколений гнали людей в стены обители,
но нарастающее накопление их морально – психических сил. Население преодолело племенную раздроблен-
ность, люди стали осознавать себя русскими, (пора и нам, наконец, понять эту истину и осознать себя русскими),
и поняли, что под ними Русская Земля! Они народны, национальны и прогрессивны в своём мышлении. Они
едины в вере, любви и мышлении. Едины в целях и действиях. Они духовный костяк нации.
Русское иночество XIV – XVI вв. пестро по социальному составу: от князей, бояр, купцов до простых
воинов и крестьян. В XV в. Кирилло-Белозерский монастырь уже знаменит богатством своей библиотеки. Спасо-
Андрониевский монастырь рождает замечательную школу художников-иконописцев. Из Кирилло-Белозерского
источника общественной мысли вытекает мощное течение “Заволжских старцев”, возглавляемое мыслителем
Нилом Сорским, стройная система религиозно – морального – общественного мировоззрения
Д. С. Лихачёв в работе “Культура Руси эпохи образования русского национального государства” писал:
Русская культура начала XVI в. ближе к чисто народному деревянному зодчеству, а, следовательно, сильнее вы-
ражает национальное своеобразие, чем архитектура других стран. Распространение исторических знаний и инте-
рес к родной истории глубже и шире в России в XV – XVI вв., чем где бы то ни было”. В предисловии к этой
книге он пишет: “По мере того, как историческая наука отходила от традиционного представления о древней
Руси как о мрачной поре культурного застоя, неподвижности, замкнутости и упадка, по мере того, как искусство-
веды, археологи, литературоведы обнаруживают новые факты, свидетельствующие о высоком уровне русской
средневековой культуры, выясняется и своеобразие отдельных эпох культурного развития Руси. Киевская Русь
X – XII вв., Галицко-Волынская Русь XII в., Владимиро-Суздальская Русь XVI – XV вв., Россия XVI в., и русская
культура XVII в. представляет каждая в своём неповторимом своеобразии”.
Развитие русской культуры в XI начале XIII в. представляет собой непрерывный поступательный про-
цесс, который накануне татаро-монгольского ига достиг своей наивысшей ступени: в живописи – новгородские
К оглавлению