Page 45 - EvRiSR
P. 45
Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»
цензии, как литературные, так и театральные, син- ной России?..
хронизировали свои рецензии с существующим «Цензура» эта оказывала своё влияние не
мнением в кругах «передовой общественности».
Как о личности автора, так и о теме произведения, только в настоящем, но и распространялась на про-
равно, как и о «чистоте риз» автора в смысле реак- шлое, давая оценку крупным русским писателям
ционности... уже давно умершим, зачисляя их в «юдофобы»
(термина «антисемит» тогда не существовало).
Вопрос о том, кто написал или где раньше пе-
чатался автор не только влиял, но и предопределял Гоголь, Писемский, Достоевский, Лесков не
успех или неуспех литературного произведения. были на «хорошем счету» у тех, кто выносил суж-
дение о русской литературе.
Русские литераторы это отчётливо сознавали
и учитывали при выборе тем и обрисовке отдельных Ведь, Гоголь дал правдивый тип Янкеля (в
персонажей. «Тарасе Бульбе») и описание еврейского погрома.
Это и была «невидимая и негласная предвари- Писемский в «Взбалмученном Море» дал яр-
тельная цензура», не считаться с которой было кий образ откупщика — еврея Галкина (который
трудно, если кто желал, чтобы его произведения «старательно и точно крестился») и его сыновей.
доходили до читателя.
Достоевский провидел роль евреев в России и
Достаточно было, чтобы автор напечатал своё вызвал этим ненависть всего еврейства.
произведение в одном из органов печати, которые
считались «реакционными», как для него автомати- Лесков дал положительные типы русского ду-
чески закрывались возможности печататься во всех ховенства.
остальных газетах и журналах России, слывших
«демократическими», «передовыми и Прогрессив- Лев Толстой тоже дал образ разжившегося
ными». еврея-подрядчика в своём романе «Анна Каренина»:
известного московского миллионера Полякова,
А таковых в России было гораздо больше и назвавши его «Болгариновым».
тираж их во много раз превосходил тираж «правой»
прессы. Меценат, в лучшем смысле этого слова,
большой барин, с безукоризненными манерами,
Может быть именно в этом надо искать объ- Болгаринов принимает Стиву Облонского, прие-
яснение того явления, что в беллетристических рус- хавшего к нему просить место.
ских произведениях последней четверти века, перед
революцией 17-го года, так редко можно встретить И ни чёрточки отрицательной черты читатель
«положительного героя» среди лиц непрогрессив- не найдёт в «джентльмене» Болгаринове, но зато,
ных, консервативных, патриотически (в лучшем роль Облонского и его разговор с Болгариновым
смысле этого слова) настроенных. вряд ли кто сочтёт особенно привлекательной и вы-
зывающей уважение к представителю русской ро-
Безукоризненно честного полицейского или довитой знати...
идейно боровшегося с антипатриотическими и ан-
тигосударственными течениями Государственного Евреи — русские адвокаты
чиновника в русской беллетристике того времени
вы не встретите. Судебная реформа императора Александра II
вызвала к жизни создание русской адвокатуры, как
А ведь, в жизни были же таковые. И не так свободной профессии.
уже мало. Немало их заплатило своей жизнью за
верность долгу и данной ими присяге... Адвокат — «Присяжный Поверенный» — за-
коном был поставлен в положение совершенно не-
Для каждой профессии, класса, должности, зависимое от органов власти исполнительной, что
общественной группы существовали некие трафаре- давало ему возможность, действуя, конечно, в рам-
ты, твёрдо установившиеся, переступать которые и ках закона, вносить немало коррективов в судопро-
пренебрегать ими не рекомендовалось, если автор изводство, блюдя за тем, чтобы русский суд был
хотел, чтобы его произведения печатались. действительно «скорый, правый и милостивый».
Не углубляясь в этот вопрос и не расширяя Произносимые в судах речи присяжных пове-
его, взглянем только на то, как в русской литерату- ренных, в силу Высочайшего Указа Правитель-
ре, которая, как всякая литература, должна «отра- ствующему Сенату, не подлежали никаким цензур-
жать жизнь», отображён «еврейский вопрос», и от- ным ограничениям (даже во времена существования
дельные персонажи-евреи. предварительной цензуры), что давало возможность
печатать их полностью во всей повременной печати,
Еврея — типа отрицательного, аморального, с даже в тех случаях, когда в речах присяжных пове-
точки зрения общечеловеческой, Шейлока или про- ренных были мысли и слова, которые не могли бы
сто мошенника, в русской беллетристике того вре- быть напечатаны, если бы они не были произнесены
мени мы будем искать тщётно... в суде.
А что, таковые были среди шестимиллионной Этим преимуществом оппозиционно настро-
массы русского еврейства — вряд ли об этом надо енные адвокаты нередко и пользовались, внося в
говорить при серьёзном и объективном изучении свои речи элементы критики существующего по-
этого вопроса. рядка и социального строя.
Не результат ли это той «невидимой и незри- С другой стороны, адвокат сам договаривался
мой цензуры», которая тяготела над русской лите- с клиентом о высоте гонорара, а клиент выбирал
ратурой последние четверть века в дореволюцион- адвоката по своему усмотрению. Выбирал того, ко-
44