Page 41 - EvRiSR
P. 41

Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»

соображений тактических, Герцль никогда об этом                В следующее десятилетие, к концу 70-х годов,
не высказывался, а ограничился оглашением на 6-м        мы уже встречаем евреев в радикально-
сионистском съезде приведённого выше письма             революционном движении значительно больше,
Плеве.                                                  причём, многие из них заняли руководящие поло-
                                                        жения в кружках и партиях, как, например, уже
       Намечавшиеся, как будто, возможности кана-       упомянутые выше, Дейч, Натансон, Аксельрод,
лизации сионистского движения, или хотя бы его          Зунделевич и много других.
какой-то части, по путям, приемлемым и для рус-
ского правительства, и для подлинных сионистов,                Дальше, к концу столетия прошлого и в пер-
всерьёз собиравшихся выехать в Палестину для со-        вые годы нынешнего, число евреев революционеров
здания еврейского государства, а не создавать, в        возросло настолько, что Витте, имея в руках стати-
пределах России, «государство в государстве», не        стические данные, смог сказать Герцлю о 50% евре-
выезжая из России — всё было прервано наступив-         ев-революционеров, при всего 5% евреев в числе
шими революционными событиями 1904-1907 го-             народонаселения России.
дов.
                                                               При этом, Витте имел в виду только револю-
       Русскому правительству было не до сиони-         ционеров, не причисляя к ним «оппозиционеров»,
стов, а сионистам, перед которыми открылись голо-       противников режима, к каковым принадлежали по-
вокружительные возможности в случае успеха ре-          чти все без исключения еврейско-русские интелли-
волюции, было не до Палестины.                          генты.

       Они, в массе своей, с головой ушли в дело               Всё сказанное выше, относится к радикально-
поддержки той борьбы, которая велась за осуществ-       революционным течениям «Народнического»
ление всех еврейских вожделений.                        направления, каковые были единственными в 60-х и
                                                        70-х годах.
       Вожделения же эти сводились к полному и
безоговорочному равноправию евреев в России, а,                Но, кроме них, начиная с 80-х годов, начали
сверх того, и к возможности создать, на законных        создаваться и развиваться параллельно и течения
основаниях, «государство в государстве», в резуль-      марксистские — предтечи социал-демократической
тате признания за евреями, рассеянными по всей          партии, единой до 1903 года, когда она раскололась
России, права «национально-персональной автоно-         на меньшевиков и большевиков.
мии».
                                                               Первое в России марксистское (социал-
       Сущность «национально-персональной авто-         демократическое) течение было организационно
номии» заключалась в том, что на общегосудар-           оформлено, когда в 1883 году была основана группа
ственный счёт должны были содержаться чисто ев-         «Освобождение Труда». Основателями были Г.
рейские культурно-бытовые учреждения и органи-          Плеханов (русский), П. Аксельрод (еврей) и Л. Дейч
зации (газеты, театры, учебные заведения и т.п.) в      (еврей).
любом населённом пункте государства, где посе-
лится некоторое количество евреев.                             Группа быстро разрослась и, к началу 90-х
                                                        годов, уже представляла собою многочисленное
       Во внутреннюю же жизнь «национально-             течение, в которое вошли, как русские, та и много-
персонально-автономных» еврейских общин-групп           численные евреи. Несколько позднее вошло немало
не-евреи никакого права вмешательства или влия-         грузин.
ния не имели, хотя бы они и составляли подавляю-
щее большинство данного населённого пункта.                    Среди пионеров этого нового в России дви-
                                                        жения было много евреев, впоследствии игравших
       Вступление евреев в русскую политическую         крупную роль в общероссийском марксистском ре-
жизнь началось тотчас же после того, как начали         волюционном движении: Рязанов (Д. Гольдендах),
создаваться кадры евреев, получивших среднее и          Стеклов (Ю. Нахамкес), Кольцов (Д. Гинзбург),
высшее образование в русских учебных заведениях.        Мартов (Ю. Цедербаум), Дан (Ф. Гурвич), Мартынов
                                                        (А. Пикер), Гриневич (М. Коган) и немало других.
       Произошло это в начале 60-х годов прошлого
столетия, когда начали создаваться первые револю-              Большинство принимали русский псевдоним,
ционно-радикальные политические кружки, из ко-          как видно из вышеприведённого перечня.
торых впоследствии развились «Народная Воля»,
«Чёрный Передел», а, на рубеже нынешнего столе-                Нарастание революционных настроений в
тия — «Партия Социалистов-Революционеров», со-          начале текущего столетия усилило чрезвычайно
кращённо «Эс-Эры».                                      приток новых революционных сил, среди которых
                                                        бросалось в глаза большое количество евреев.
       Видную роль в этих кружках 60-х годов играл
еврей Утин, который был приговорён к смертной                  Но, кроме того, параллельно евреи-марксисты
казни, бежал за границу и был секретарём русской        образовали и свою собственную, еврейскую марк-
секции 1-го Интернационала.                             систскую (социал-демократическую) партию —
                                                        «Бунд».
       Утин был в очень близких отношениях с Кар-
лом Марксом и поддерживал его активно в борьбе с               По своим идеологическим установкам и про-
Бакуниным.                                              грамме, «Бунд» ничем не отличался от общероссий-
                                                        ской социал-демократической партии выросшей из
       Карьеру свою Утин закончил в России бога-        группы «Освобождение Труда», но членами «Бун-
тым купцом. Он подал прошение о помиловании,            да» могли быть только евреи.
был прощён и, вернувшись в Россию, достиг завид-
ных успехов на поприще торговли и финансов.                    На это было обращено внимание правоверных
                                                        марксистов, протестовавших против этого само-

                                                    40
   36   37   38   39   40   41   42   43   44   45   46