Page 79 - EvRiSR
P. 79
Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»
СССР». Когда же, в самом конце 20-х годов и начале
На собрании-«консультации» присутствовали 30-х, начались пятилетки и коллективизация, кото-
рым сопутствовали крутые меры правительства по
несколько десятков рабочих из различных москов- отношению ко всем недовольным или саботирую-
ских промышленных предприятий: «передовики- щим новые мероприятия (или, по мнению власти,
партийцы», комсомольцы и несколько «сочувству- могущих стать таковыми) — тогда, как будто, всё
ющих», словом, весь человеческий материал, из ко- утихло и открытых проявлений антиеврейских
торого формируется партийный, комсомольский и настроений стало значительно меньше (что не зна-
профсоюзный актив. чит, что исчезли и антиеврейские настроения).
На «консультации», после доклада- Это видимое успокоение и принял С. Шварц
разъяснения председателя (Лурье-Ларина) участни- за «спад волны антисемитизма».
ки подавали записки-вопросы, чрезвычайно харак-
терные для определения настроения присутствую- Каковы же были подлинные настроения ши-
щих. роких народных масс, ни С. Шварц, ни Лурье, ни
многочисленные евреи правящего класса узнать не
В своей книге Ларин-Лурье приводит полно- могли. По той причине, что «то, что скажет русский
стью 6 вопросов-записок, которые заслуживают то- русскому, того он еврею не скажет», — написал в
го, чтобы привести их дословно: своей книге С. Шварц, цитируя речь проф. Ключни-
кова...
1) Почему евреи не хотят заниматься тяжёлым
трудом? Вряд ли можно сомневаться и в том, что, «что
скажет еврей еврею, того он русскому не скажет».
2) Почему евреи везде устраиваются на хоро-
шие места? В этом, может быть, и лежит причина той
сторожкости, а иногда и отталкивания, которые ха-
3) Почему евреев много в вузах, не подделы- рактерны в русско-еврейских отношениях за всё
вают ли они документы? время пребывания евреев в границах русского госу-
дарства.
4) Не изменят ли евреи, в случае войны, и не
уклоняются ли они от военной службы? Конечно, в этом отношении были и исключе-
ния, но исключения, как известно, только подтвер-
5) Почему евреям дали хорошую землю в ждают общее правило. Хорошо ли это или плохо —
Крыму, а русским — где похуже? об этом судить не приходится. Но и отрицать это
явление (хорошее или плохое) тоже нельзя. Оно
6) Отыскивать причину антисемитизма следо- существует.
вало бы в самой еврейской нации, в её нравствен-
ном и психологическом воспитании. Только в частной жизни, в разговорах людей,
безусловно, доверяющих друг другу, люди иногда
Примерно, в таком же духе и все остальные нарушали молчание и более или менее откровенно
«вопросы-записки». Ни в одной из них нельзя обна- высказывали своё недовольство. Да иногда в состо-
ружить мотива расово-религиозного, упоминаний о янии возбуждения вырывались неосторожные фра-
том, что евреи распяли Христа — мотивов харак- зы и слова, за которые многие жестоко поплати-
терных для подлинного антисемитизма в старом, лись.
классическом понимании и аргументации дорево-
люционных противников евреев. В литературе того времени, которая, казалось
бы, должна была отображать народные настроения,
Во всех «вопросах-записках», в той или иной над «еврейским вопросом», точнее, над вопросом
редакции, ясно звучит момент экономический — недовольства ролью евреев в государстве, было
недовольство привилегированным положением ев- «табу» и его вообще не затрагивали.
рейской этнической группы при новом режиме.
А если кто из советских писателей того вре-
Из описанных выше выступлений трёх вид- мени в своих литературных произведениях в быто-
ных коммунистов — двух русских (Калинина и вых сценах, стараясь быть возможно реалистичнее,
Ключникова) и одного еврея (Ларина-Лурье) — писал то, что могло быть истолковано, как проявле-
видно, насколько серьёзно и угрожающе стоял то- ние «антисемитизма» — это влекло за собой по-
гда (в конце 20-х годов) еврейский вопрос в Совет- следствия весьма неприятные для автора и ему при-
ском Союзе. И власть, не без оснований, забила тре- ходилось на страницах печати оправдываться и вы-
вогу. ражать своё «восхищение еврейским народом», как
это пришлось сделать писателю Борису Пильняку в
В условиях коммунистического режима, об- 1931 году.
суждение этого вопроса в печати было немыслимо.
История этого «покаяния», в кратких словах,
Возможно было только одностороннее его такова: в своём рассказе «Ледоход», написанном в
освещение, с точки зрения правящего класса, кото- 1924 году и вошедшем в Собрание его сочинений,
рое сводилось к сообщениям в печати, да и то, ред- изданное в 1929 году Госиздатом, Пильняк расска-
ко, об отдельных случаях проявления недовольства зывает о занятии отрядом «повстанцев» небольшого
той «обратно-пропорциональной процентной нор- городка на Украине.
мой», которая установилась при новом строе, при-
чём, эти случаи назывались «рецидивом черносо- Атаман отряда — анархист, но комиссар от-
тенства», «выходками погромщиков» или «буржу- ряда — коммунист; в отряде регулярно получают и
азно-капиталистическим вредительством». читают «Известия» и отряд живёт жизнью совет-
ских повстанцев. Но «жидов» вешают и в городке
Ни спорить, ни опровергать, ни обосновывать
антиеврейские настроения тогда никто не мог и не
смел.
78