Page 80 - EvRiSR
P. 80
Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»
устраивают еврейский погром, который Борис Слушай, Чекистов!..
Пильняк описывает так: С каких это пор
Ты стал иностранец?
«К утру в городке начался еврейский погром, Я знаю, что ты еврей,
всегда страшный тем, что евреи, собираясь сотнями, Фамилия твоя Лейбман,
начинают выть страшнее сотни собак, когда собаки И чёрт с тобой, что ты жил
воют на луну, и гнусной традиционностью еврей- За границей...
ских перин, застилающих пухом по ветру улицы»... Всё равно — в Могилёве твой дом.
(том 3, стр.81).
Чекистов:
Тогда (до самого конца 20-х годов) положе-
ние было таково, что, по словам Лурье-Ларина, Ха-ха!
приведённым в предыдущем изложении, существо- Нет, Замарашкин!
вал «ложный стыд выпячивать еврейский вопрос, Я гражданин из Веймара...
чтобы не развить антисемитизм ещё больше». И приехал сюда не как еврей,
А, как обладающий даром
Надо полагать, что по этой причине на стра- Укрощать дураков и зверей
ницах печати не появилось никаких протестов или Я ругаюсь и буду упорно
возражений в связи с содержанием рассказа «Ледо- Проклинать вас хоть тысячу лет.
ход» и этот рассказ был даже включён в собрание
сочинений Б. Пильняка в 1929 г. За это своё произведение Есенин, насколько
известно, никаких неприятностей не имел и ему не
Но, его не забыли. О нём вспомнили в начале пришлось писать в «Таймс» о своём «восхищении
30-х годов, когда, в результате крутых мероприятий евреями».
правительства, населению были замкнуты уста,
наступил, по словам С. Шварца, «спад волны анти- Наоборот, нью-йоркские русские евреи вос-
семитизма» и можно было забыть о «ложном стыде хищались им и, во время его пребывания в Нью-
выпячивания еврейского вопроса». Йорке, чествовали его в Бронксе в одном частном
доме. Под конец ужина, сильно подгулявший Есе-
24 июня 1931 года в «Известиях», в статье М. нин начал вести себя не совсем прилично и начал
Горького «Об антисемитизме» было и упоминание о «давать волю рукам».
рассказе Пильняка «Ледоход», разумеется, с указа-
нием на то, что этот рассказ свидетельствует о пас- Желая его утихомирить, хозяева и остальные
сивно-толерантном отношении автора к крайним гости схватили его за руки и намеревались связать.
проявлениям «антисемитизма». Есенин отбивался и не давался... Подбежал к откры-
тому окну и истошным голосом начал кричать:
Существовавшее тогда в Москве «Еврейское «Спасите! Жиды режут!.. Бей жидов, спасай Рос-
Телеграфное Агентство», сокращенно ЕТА, немед- сию!»...
ленно телеграфировало об этом в Нью-Йорк и на
следующий же день в «Нью-Йорк Таймс» появилась Инцидент был, конечно, замят и никаких по-
соответствующая заметка об отношении к «антисе- следствий для Сергея Есенина не было.
митизму» Бориса Пильняка, который находился то-
гда в США. Другой известный советский поэт, Эдуард
Багрицкий (одесский еврей), написал «Думу про
Через десять дней, 5 июля 1931 года, в том же Опанаса», в которой есть следующие крамольные
«Нью-Йорк Таймс» был напечатан протест Б. Пиль- строки:
няка против обвинения его в «антисемитизме».
Я бежал из продотряда
В этом протесте Пильняк высказывает своё От Когана, жида.
«восхищение еврейским народом», категорически
отвергает, что у него когда-либо были неприязнен- По оврагам и по скатам
ные чувства к евреям, указывает, что его произве- Коган волком рыщет,
дения были переведены на «идиш и иврит» и сооб- Залезает носом в хаты,
щает, что его бабушка была еврейкой... Которые чище.
Антиеврейские настроения широких народ- Глянет вправо, глянет влево,
ных масс, которые явились, в результате превраще- Засопит сердито:
ния евреев в привилегированное «сословие», как Выгребайте из канавы
пишут многие евреи — исследователи этого вопро- Спрятанное жито!..
са, были «активны, массовы и стихийны».
Ну, а кто поднимет бучу —
Называют они эти настроения «антисемитиз- Не шуми, братишка!..
мом», хотя, как указано выше, с подлинным анти- Усои в мусорную кучу,
семитизмом они ничего общего не имеют. Расстрелять — и крышка.
И, может быть, невольно и бессознательно, «Дума про Опанаса» не вызвала никаких от-
некоторые талантливые писатели и поэты того вре- кликов, хотя в ней и стоит слово «жид», считавшее-
мени, рисуя типы отрицательные, вызывающие ся тогда проявлением «антисемитизма». Но и поэт
страх и ненависть, изображают их евреями, дают им был еврей.
еврейские имена.
Все три, приведённые выше, выдержки из
Так, например, прославленный поэт Сергей произведений советских писателей и поэтов были
Есенин написал следующий диалог: написаны и напечатаны в первое десятилетие вла-
сти нового правящего класса — до конца 20-х го-
Замарашкин: дов.
Во втором десятилетии ничего подобного на
79