Page 75 - EvRiSR
P. 75

Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»

       Случаев же, чтобы целая воинская часть, под               Власть нового правящего класса к этому (ев-
командой своих офицеров, занималась системати-            рейскому) вопросу была особенно чувствительна и
ческим истреблением евреев, включая стариков,             беспощадно карала не только открытое проявление
женщин и детей в «белом» движении не было.                антиеврейских настроений, но даже и малейший на
                                                          них намёк.
       Это можно утверждать с достоверностью,
ибо, если бы они были, то о них, несомненно, были                Слово «жид», громко кем-нибудь произне-
бы сведения в мемуарной литературе и в периоди-           сённое, могло повлечь за собой большие неприят-
ческой печати.                                            ности, хотя в украинском, белорусском и польском
                                                          языках евреев называют «жидами» даже сами евреи,
       Но, из этого не следует, что «белые» не были,      говоря о себе.
в массе своей, настроены определённо юдофобски и
что антиеврейские чувства не проявлялись при                     Слово это можно встретить и в произведениях
встречах с еврейским населением занимаемых обла-          русских писателей, печатавших свои произведения
стей.                                                     до 1917 года, например, у Тургенева, Толстого и
                                                          других, однако, никто их антисемитами не называл.
       Вообще в то время (первое трёхлетие совет-
ской власти) антиеврейские настроения были гос-                  Но, при новой власти это слово люди боялись
подствующими. И у петлюровцев, и у махновцев, и           произносить.
у «белых», и у зелёных, и даже в Красной Армии,
которой командовал Троцкий.                                      Страх перед словом «жид» породил один
                                                          анекдот того времени, авторство которого приписы-
       Как только дисциплина в Красной Армии              вается Собельсону-Радеку, одному из советских
ослабевала — сейчас же красноармейцы учиняли              «вельмож»:
еврейский погром не хуже петлюровцев и махнов-
цев.                                                             «Раньше говорили подЖИДаю трамвай; те-
                                                          перь надо сказать подЕВРЕиваю трамвай».
       Охватили эти настроения тогда все просторы
России, все слои населения, начиная с тёмных кре-                Действительно ли Собельсон автор этого
стьянских и рабочих масс и кончая кругами высо-           анекдота — утверждать нельзя, но, что он был авто-
кокультурными.                                            ром многих «еврейских» анекдотов — общеизвест-
                                                          но, как и то, что приведённый выше анекдот был
       Нередки были случаи проявления юдофоб-             широко распространён по всей России.
ских настроений даже среди членов коммунистиче-
ской партии не-еврейского происхождения.                         Население всей страны в то время ещё твёрдо
                                                          помнило декрет новой власти от 27 июня 1918 года,
       Лозунги: «Советы без жидов!» или «Коммуна          гласивший:
без жидов!» — были тогда очень распространены и
отражали настроение широких масс.                                «Совнарком предписывает всем Совдепам
                                                          принять решительные меры к пресечению в корне
       А, в это самое время, еврей Свердлов был           антисемитского движения. Погромщиков и веду-
всемогущим руководителем всей внутренней поли-            щих погромную агитацию предписывается ста-
тики, еврей Бронштейн-Троцкий стоял во главе всех         вить вне закона»...
вооружённых сил страны, еврей Штейнберг — ведал
советским правосудием, еврей Гольдендах-Рязанов                  Было население и свидетелем многочислен-
формулировал идеологические обоснования нового            ных кровавых расправ на основании этого декрета.
строя, еврей Апфельбаум-Зиновьев был фактиче-             И «антисемитизм» был приведён в молчание.
ским диктатором в Петрограде, еврей Губельман-
Коген-Ярославсий ведал борьбой с религией, а оба                 Но, до «пресечения в корне» было далеко.
заместителя председателя Чека Дзержинского были           Антиеврейские настроения остались. Только были
евреи — Трилиссер и Ягода.                                загнаны внутрь.

       Для нового правящего класса, переполненно-                Авторы книг об «антисемитизме» в Совет-
го евреями, настроения эти, конечно, не были сек-         ском Союзе (например, С. Шварц) утверждают, что
ретом и уже в первый год советской власти было            декрет 27 июня 1918 года «вскоре утратил всякое
приступлено к борьбе с юдофобией, называемой              значение».
«антисемитизмом». Борьбе мерами запрещений и
устрашений, но отнюдь не мерами изучения причин                  Как доказательство, они указывают на отсут-
и их устранения.                                          ствие в Уголовном Кодексе 1922 года и в последу-
                                                          ющих его редакциях специального указания на «ан-
       Самая мысль о том, что одной из причин мо-         тисемитизм» и на замену квалификации этого уго-
жет быть и сам еврейский народ и его особенности,         ловного преступления общей фразой: «возбуждение
вообще не допускалась и считалась «антисемитиз-           национальной вражды».
мом».
                                                                 Но это «доказательство» никого не убеждало,
       Если бы в те времена кто осмелился сказать,        и все отлично понимали в чём дело. Понимали, а
что «евреи несут антисемитизм или юдофобию с              потому, молчали.
собой», как это когда-то сказал Спиноза, а не так
давно повторил Арнольд Тойнби, известный историк                 Это-то молчание и дало основание Соломону
— его бы причислили к «погромщикам» со всеми              Шварцу, автору книги «Антисемитизм в Советском
отсюда вытекающими последствиями...                       Союзе» (Н.-Йорк, 1952, Чеховское издательство)
                                                          утверждать, что в начале 20-х годов «волна антисе-
       Рисковать своей свободой или даже жизнью           митизма спала».
никто не хотел... А потому, все молчали...
                                                                 Согласиться с этим утверждением довольно
                                                          трудно. И сам Шварц, в той же книге, обширно пи-

                                                      74
   70   71   72   73   74   75   76   77   78   79   80