Page 76 - EvRiSR
P. 76

Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»

шет о «новой волне антисемитизма» во второй по-                 И у него создавалось убеждение, что помога-
ловине 20-х годов — но о причине появления этой          ют прежде всего евреям — «своим». А так как рас-
новой волны не пишет ничего.                             пределение помощи, в значительной степени, зави-
                                                         село от правительственных органов или переводчи-
       А, между тем, в действительности, антиеврей-      ков, а и те, и другие, в большинстве были евреи — у
ские настроения в широких массах населения, в            населения это порождало соответствующие чувства
частности, среди рабочих, отчётливо стали прояв-         по отношению к последним.
ляться тотчас же после того, как евреи заполнили
весь административный аппарат в России уже в                    А, кроме того, в те годы еврейские благотво-
начале 1918 г., ещё до, упомянутого выше, декрета        рительные организации развили за границами стра-
от 27 июня 1918 г. о борьбе с «антисемитизмом».          ны деятельность по оказанию помощи голодающим
                                                         в России, причём, эта помощь, весьма значительная,
       В «Известиях» от 28 апреля 1918 года было         шла только и исключительно евреям.
напечатано пространное постановление Исполни-
тельного Комитета Московского Совета «по вопро-                 Население это видело и делало из своих
су об антисемитской погромной агитации в Москве          наблюдений выводы, далеко не благоприятные для
и Московской Области».                                   евреев, хотя, скованное страхом, и молчало.

       Параграф 2-ой этого постановления гласит:                Видело население Москвы и тот неудержи-
«признать необходимым не создавать особой бое-           мый поток евреев, хлынувший в Москву при новой
вой еврейской организации».                              власти, и наблюдало, как в переполненной Москве,
                                                         при остром жилищном кризисе, для новых москви-
       Особые боевые организации начали самочин-         чей находились помещения и квартиры.
но создаваться в Москве, наполнившими её еврея-
ми, с целью вооружённой борьбы в случаях, когда,                Не укрылось от внимания населения и отно-
по их мнению, им угрожают «черносотенцы».                шения новой власти, провозгласившей, что «рели-
                                                         гия есть опиум для народа», к религии православ-
       На этой почве во многих учреждениях, на           ной и иудейской.
фабриках и заводах отношения между евреями и
остальными рабочими и сослуживцами обострились                  Еврей Губельман-Ярославский весьма рьяно
до крайних пределов.                                     боролся с христианской религией вообще, а с пра-
                                                         вославием, в особенности, расхищая («конфисковы-
       Потребовалось вмешательство власти и сроч-        вая») церковное имущество и организовывая разно-
ный роспуск, уже созданных еврейских боевых              го рода кощунственно-скоморошеские выступления
дружин, чтобы предотвратить назревавшие крова-           «безбожников».
вые столкновения.
                                                                Но синагоги оставались нетронуты и их иму-
       Вопрос об этих еврейских боевых дружинах          щество не «конфисковывалось». Не видали москви-
теперь старательно замалчивается. Но наличие па-         чи и пародийно-кощунственных выступлений в дни
раграфа 2-го, приведённого выше постановления,           еврейских религиозных праздников...
свидетельствует, что вопрос об этих дружинах об-
суждался, что значит, что он был тогда актуален.                Конечно, не одни только евреи составляли
                                                         армию «воинствующих безбожников», главковер-
       Хотя, в постановлении и не говорится о ро-        хом которой был Губельман. Было у него немало
спуске уже созданных дружин, а только о «необхо-         способных и ретивых сотрудников и помощников и
димости их не создавать», но москвичи отлично            из русских.
знали, что немало еврейских боевых дружин уже
было создано и были распущены, только после это-                Некоторые из них составили себе неплохую
го постановления.                                        карьеру на «безбожнической деятельности» и стали
                                                         даже членами Союза Советских Писателей.
       Дальнейшие мероприятия и декреты Совет-
ской Власти по еврейскому вопросу, а также, крова-              Спрос на богохульную литературу тогда был
вые расправы Чека с «врагами режима», к каковым          очень велик, и награды, и гонорары за неё привле-
причислялись все «антисемиты», нагнали такой             кали многих выдвиженцев в литературе, делавших
страх на всё население России, что, как выразился        свою карьеру на произведениях, написанных в духе
С. Шварц, «волна антисемитизма спала».                   и стиле главы 39-й романа Л.Н. Толстого «Воскресе-
                                                         ние».
       Но, после введения НЭПа и некоторого обще-
го послабления, пришедшего вместе с НЭПом,                      До революции эта глава была запрещена цен-
население несколько осмелело и опять поднялась           зурой, но широко распространялась по всей России
волна антиеврейских настроений, как известная ре-        нелегально.
акция на положение евреев при новом строе, при
котором они превратились в привилегированную                    В особое привилегированное положение были
этническую группу и, по отношению к коренному            поставлены и студенты-евреи, когда (в 1923 году)
населению России, держали себя далеко не всегда          происходили во всей стране массовые исключения
тактично.                                                студентов «по социальному происхождению».

       В голодные годы «военного коммунизма», ко-               Исключали, даже с последних семестров, сту-
гда всё население голодало или недоедало, когда          дентов, если устанавливалось их происхождение
распределялась американская помощь организации           непролетарское.
АРА, население видело, в качестве переводчиков и
сотрудников при американцах, почти исключитель-                 Сыновья не только дворян и помещиков или
но евреев.                                               офицеров и чиновников царского времени, купцов и
                                                         промышленников, людей свободных интеллигент-
                                                         ских профессий, священников, диаконов и даже

                                                     75
   71   72   73   74   75   76   77   78   79   80   81