Page 14 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 14

двум, трем или более племенам; однако же нет необходимости, по словопроизводству, чтобы
               оно  принадлежало  всем   племенам  без   исключения.   Название  же  Словене  должно  быть
               общим,   между   тем   как   по   истории   оно   есть   действительно   частное,   присвоенное   себе
               славными.
                     Название Славян существует с давних времен. Главное племя Мизии и Македонии
               состояло из Славян. Страна их называлась Славиниею. Самыми же первыми поселенцами
               этой страны были Пеласги, которые по несомненным доводам г. Черткова, в исследовании
               Пеласго-Фракийских племен, оказались также Славянами.
                     Дальнейшим   подтверждением   того,   что   Македонцы   действительно   были   Славяне,
               пусть послужит следующее: по падении Македонского царства часть Македонцев, около 320
               года до Р. X., переселилась  к  Балтийскому  морю  и основала  свои новые  жилища  под
               названием   Бодричей,   сохранивших   до   самого   падения   своего   герб   Александра
               Македонского, изображающий буцефала и грифа. А вскоре после того одна часть их снова
               переселилась на Ильмень и Ловать.
                     Македонцы имели, кажется, достаточный повод назваться славными.
                     Но чтобы убедиться фактически в том, что Славяне произвели это название от славы,
               рассмотрим несколько собственных имен славянских, принадлежащих лицам, городам и
               разным урочищам, в составление которых вошла слава как общее основание, около которого
               вертятся   все   действия   народа;   например:   Брети-слав,   Боле-слав,   Бури-слав,   Богу-слав,
               Влади-слав, Все-слав, Венце-слав, Вече-слав, Врати-слав, Греми-слав, Добро-слав (это был
               Стефан,   Князь   Сербский,   Византийцами   названный   Буе-славом),   Любо-слав,   Мсти-слав,
               Мече-слав,   Миро-слав,   Прими-слав,   Рости-слав,   Свято-слав,   Сули-слав,   Собе-слав,
               Суди-слав,   Славо-мысль,   Славо-мир,   Уни-слав,   Яро-слав,   Пре-слава,   Перея-славль,
               За-славль,   Бри-славль,   Яро-славль,   Рос-славль   (на   Лабе,   ныне   Росслау).   Сла-венск,
               Славяно-сербск,   Славенское   озеро,  Славенские   ключи,  Сла-витино  (село  Новогодорской
               губернии), Славенка (улица в Новгороде). Сюда же можно отнести и Чести-бор, Хвалисы и
               Хвалисское море, иными называемое Хвалынским.
                     Возможно   ли   допустить   хотя   бы   тень   сомнения   в   том,   что   все   эти   имена   были
               произведены от славы? И наоборот: можно ли допустить, чтобы хотя бы одно из этих имен
               было произведено от слова? В первом случае каждое имя выражает особое отношение славы
               к житейскому быту, а во втором все эти имена означали бы бессмыслицу.
                     Мы видим, что Стефан, Князь Сербский, получил от Славян ещё придаточное имя
               Доброслав   как   эпитет   его   характера.   Предположив   и,   кажется,   безошибочно,   что   все
               приведенные нами имена суть эпитетные, мы еще более убеждаемся, что они произведены от
               славы.   И   вообще   эти   эпитетные   имена   Славян   образовались   на   том   же   пути,   как   у
               иностранцев прозвища: лысый (Карл), толстый (Карл), рыжебородый (Фридрих), птицелов
               (Генрих), молоток (Карл), синезубый (Гаральд третий), синяя борода (Генрих), заячьи ноги и
               пр.   Но   поставьте   в   параллель   Славянские   эпитетные   имена   с   иностранными:   какая
               разительная противоположность, ясно говорящая в пользу Славян и ставящая их не только
               выше номадов, но и много выше тех народов, для которых казалось приличным давать такие
               пошлые эпитетные названия, как толстый, лысый и пр.
                     Но дабы сильнее подтвердить, что в славянских именах заключался почти всегда не
               только   глубокий   смысл,   но   и   характеристика   народа   образованного,   приведем   здесь
               несколько примеров.
                     Имена, свидетельствующие о гостеприимстве Славян:
                     Буди-гость, Целы-гость, Добро-гость - греческий полководец из Антов против Персов в
               555 г. (Агапий), - Радо-гость, Любо-гость, Госте-вид. Сюда же должно отнести и название
               заезжего купца - гостем, свидетельствующее, что Славяне покровительствовали и торговле.
                     Имена, свидетельствующие о миролюбии Славян:
                     Буди-мир,   Брани-мир,   Драго-мир,   Радо-мир,   Рати-мир,   Звони-мир,   Люби-мир,
               Миро-вей, Тати-мир (959-го года военачальник в Византии), Яромир (Кн. Ружан, 1259).
                     Имена, свидетельствующие, что качества душевные были высоко чтимы Славянами:
   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19