Page 15 - Древнейшая история Славян и Славяно-Руссов до Рюриковского времени
P. 15

Добро-влад,   Духо-влад,   Душе-влад,   Само-влад,   Любо-мысл,   Все-влад,   Радо-влад,
               Радо-мысл,   Мило-дух   (князь   Сербов),   Влад-дух   (князь   Вендов,   772),   Все-мил   (князь
               Гломачей).
                     Имена, свидетельствующие геройство, быстроту и властолюбие:
                     Чести-мир, Влади-мир, Мой-мир (князь Моравский), Власти-мир, Кази-мир, Хоти-мир
               (племянник князя Хорутанского, 725), Громо-бой, Скало-гром. Рого-влад, Сокол (у Вендов -
               Рюрик, у Бодричей - Рёрик), Орлик, Гром.
                     Но спросим еще: у какого народа, кроме Греков, есть имена Веры, Надежды, Любови
               или Осмомысла (мыслящего за осмерых или имеющего на каждое дело восемь мыслей),
               Всемысла (мыслящего обо всём), Премысла (перемысливающего всё, чешский князь, 750),
               свидетельствующие вместе с прочими именами, что Славяне глубоко рассуждали о всех
               фазах жизни человеческой, о всех изгибах души и сердца; что они были гостеприимны и
               миролюбивы,   но   храбры   и   отважны,   любили   славу   и   похвальбу,   чтили   душевные
               достоинства, преданы были вере, но вместе с тем были и властолюбивы.
                     На что нам тут сказания разных историков о характере и духе славянских племен; все
               это ясно видно из имен славянских, дышащих высокою, разумною жизнью.
                     Но для поверки нашего вывода приведём слова древних писателей: Геродот говорит,
               что достойнейшие люди, каких он только знал лично, все были Скифы. Что Скифы никто
               иные, как Славяне, мы старались объяснить в статье: Скифы, Сарматы и проч.
                     Прокопий говорит, что Славяне не злы и не хитры, но откровенны и добродушны.
                     Самые даже враги Славян Маврикий и Гельмольд утверждают, что Славяне к чужим
               странникам были благонамеренны и заботливы и всюду их провожали.
                     Следовательно, и у иностранных историков главная черта славян состояла в простоте
               без злоухищрений и обманов, в откровенности, услужливости и человеколюбии.
                     Далее из истории мы видим, что законы и обычаи Славян дышали добром, что они
               верили в бессмертие души и в воздаяние в будущей жизни.
                     В числе древнейших славянских законов и постановлений было и то, что каждый
               пленник, в чьих бы он руках ни был, пользовался независимостью, ступив на Славянскую
               землю.   Этот   образ   мыслей,   которым   кичится   Англия   в   настоящее   время,   составлял
               прирожденное чувство Славян более, нежели за две тысячи лет до нашего времени.
                     Такое человеколюбие могло бы сделать честь и просвещеннейшим тогда Грекам и
               Римлянам, но, к сожалению, оно было чуждо этим просвещенным, но по образу действий
               своих варварским народам.
                     Германцы поступали с своими пленниками не лучше Римлян; они всех покоренных
               ими Славян обратили в рабов, и остатки этого рабства сохранились и по сие время в сильной
               степени   в   Оснабрюкском   округе   в   Ганновере,   в   Силезии   и   во   многих   других   местах
               Германии.


                     В   заключение   скажем,   что   Славяне   никогда   не   заимствовали   имён   для   себя   у
               иностранцев,   напротив   того,   Германцы   и   Скандинавы   ввели   в   свой   быт   множество
               славянских имён, как, например, Ratwald (Радовлад), Ragnwald (Роговлад или Рогволод),
               Welemir (Волимир), Zwentibold (Святополк) и множество других.
                     Но, впрочем, над какою истиною ни трудился ум человеческий или, лучше сказать, его
               неразумие,   чтобы   поколебать   её   в   своём   основании;   может   быть,   и   теперь   найдется
               какой-нибудь   новый   Байер,   который   станет   доказывать,   что   славянское   имя   Осмомысл
               произошло от шведского Osmak (противный запах).
                     В дополнение всего, сличим теорию составления славянских имен с таковою же у
               номадных   народов;   мы   найдем   тут,   что   у   последних   собственные   имена   состоят   из
               подражания   случайно   до   них   дошедшим   звукам   или   выражают   предметы,   самые
               обыкновенные из жизни человеческой, близкие иногда даже к хрюканью и мяуканью. Для
               примера   приведем   рассказ   одного   немецкого   путешественника   в   ордах   Киргизских:   у
               хозяина его квартиры родился сын, которому отец долго не давал имени. В это время
   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19   20