Page 110 - EvRiSR
P. 110
Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»
бенности, после её окончания. создании государства Израиль, независимо от того,
Правительство учло эти настроения и, как отвечают ли эти требования государственным инте-
ресам СССР, привело ко внутреннему конфликту
сказано выше, постепенно на руководящих админи- между евреями и не-евреями Советского Союза,
стративных постах начало появляться всё больше и поставивши, не без основания, вопрос об их лояль-
больше не-евреев, а представителей коренного ности по отношению к стране, где они, в течение
населения страны: великороссов, украинцев, бело- тридцати лет, занимали привилегированное поло-
русов и национальных меньшинств, имеющих свою жение.
национальную территорию.
В критические месяцы войны, пропагандный
Такое же явление наблюдалось и среди аппарат СССР, находившийся почти полностью в
полпредств и торгпредств СССР, которые, в дово- руках евреев, для поднятия духа армии, на которую
енные годы, были переполнены евреями. слабо действовали интернационалистические ло-
зунги и призывы, обратился к прошлому России.
В эти годы — первые послевоенные — перед
всей страной, а, руководителями её политики, в Были учреждены ордена Александра Невско-
особенности, во всём своём объёме встал вопрос о го, Суворова, Кутузова, а вскоре затем, в РККА вве-
фактически «двойном подданстве» евреев-граждан дены звания — чины, как в довоенной армии Рос-
СССР, которые свои симпатии илояльность делили сии, а также и золотые погоны, столь ненавистные
между СССР и государством Израиль, за создание тем, кто создавал СССР.
которого, с первых же дней, после окончания вой-
ны, велась во всём мире неустанная пропаганда, Дух прошлого, с которым так старательно бо-
закончившаяся решением Объединённых Наций о ролось и его искореняли из памяти народа в течение
создании суверенного еврейского государства Из- четверти века разные Губельманы, Апфельбаумы,
раиль (1947 год). Сурицы и их единомышленники, всячески охаивая
это прошлое, был выпущен из бутылки и нашёл та-
О психологии этого «двойного подданства», кой отклик у тех, кто грудью и кровью защищал
свойственного каждому еврею диаспоры, подробно свою родину — землю и наследие предков — что
изложено в исследовании проф. Соломона Лурье, загнать его назад уже было невозможно.
напечатанному во II части настоящего труда (стр.
327). Интернационально-космополитический туман
рассеялся и на смену ему возродился, казалось уже
Сущность заключается в том, что, при реше- мёртвый, патриотизм русского народа и всего насе-
нии любых вопросов, еврей, независимо от страны ления СССР, осознавшего себя и свою силу, своё
его пребывания и гражданства-подданства, прежде право самим управлять своей страной.
всего, должен сам себе уяснить полезно или вредно
еврейству в целом то или иное решение, мероприя- А из этого сознания, естественно, появился и
тие власти, политическая линия государства. вопрос: в чьих руках может находиться руководство
всей культурной жизнью страны, точнее, может ли
И поддерживать только то, что полезно ев- это руководство быть в руках одной этнической
рейству в целом, независимо от того, совпадает ли группы, с миропониманием и правосознанием, чуж-
это с интересами страны, в которой, в данное время, дыми духу того народа, от имени которого они вы-
еврей живёт. ступают и культурной жизнью которого руководят.
То, что так отчётливо сформулировал в своей Вопрос не теоретически-абстрактный, а во-
книге, вышедшей в 1922 году в Петрограде, проф. прос самого бытия национальной культуры, её сущ-
Соломон Лурье, началось, достаточно отчётливо, ности, её проявления.
ощущаться в СССР, направление политики которо-
го перестало полностьюсовпадать с интересами и Вопрос этот — не новый. Он уже давно но-
вожделениями всего еврейства диаспоры, как это- сился в воздухе, но не произносился вслух, а тем
было в течение 30 лет до этого. менее, обсуждался в печати, ибо это неизбежно бы-
ло бы истолковано, как «антисемитизм», обвинение
В самом СССР еврейская этническая группа или даже подозрение в каковом могло людям стоить
стала постепенно терять своё привилегированное общественной или литературно-публицистической
положение и уравниваться в правах и возможностях карьеры.
с остальным населением. Еврейством всей диаспо-
ры это было воспринято, как «дискриминация». И не только в воздухе СССР или дореволю-
ционной России носился этот вопрос.
Пробуждение национального самосознания
русского народа и, если не прекращение, то значи- Существовал он и беспокоил элиту многих
тельное сокращение охаивания его исторического народов, но оставался непроизнесённым и невыска-
прошлого — было воспринятоеврейством, как воз- занным. Разве только в дневниках, где высказыва-
рождение, если не «антисемитизма» и «черносотен- ются сокровенные мысли, некоторые, но далеко не
ства», то, во всяком случае, «русского патриотизма» все, решались коснуться этого «щекотливого вопро-
— явления, с точки зрения еврейства, нежелатель- са» и оставить его во всей его глубине.
ного и опасного.
Марк Вишняк, бывш. Секретарь Всероссий-
И мировое еврейство из сторонника СССР, в ского Учредительного Собрания, посвятивший себя,
значительной своей части, перешло в лагерь его по прибытии в США, делу борьбы с антисемитиз-
противников. мом в мировом масштабе, по этому вопросу сделал
интересное открытие, которое и было напечатано в
Стремление всего еврейства, в том числе и 1944 году в Нью-Йорке в «Еврейском Мире» и по-
граждан СССР, всемерно поддержать требования о лучило самое широкое распространение среди всех,
109