Page 112 - EvRiSR
P. 112
Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»
ощущалось, что этот новый курс вызывает одобре- именно «русского» народа, нигде не вспоминая ни
ние и даёт надежду русским фактически уравняться народ еврейский, ни его жертвы и заслуги, в нали-
в правах и возможностях с евреями, имевшими до чии которых население страны сомневалось.
этого монополию в области культуры СССР вооб-
ще, а пропаганды, особенно. Всё население страны ещё хорошо помнило
свои многомилионные жертвы коллективизации,
Как известно, выступление Жданова и под- голода и лагерей, среди которых евреев оно не за-
держка его правительством не повлекли за собой мечало.
немедленное отстранение евреев от литературной и
пропагандной деятельности. Причём, жертвы эти были не результат бес-
человечного отношения врага, вторгшегося в стра-
Очень много — даже непропорционально ну, а были вызваны правящим классом, каковой
много — евреев осталось на своих постах в литера- народотождествлял с еврейской этнической груп-
туре, искусстве, критике и пропаганде и никто их не пой.
смещал и не отстранял. Эренбург, Заславский, Вера
Инбер, Пастернак, Маршак и множество других оста- В такой психологической обстановке в кругах
лись на литературном Олимпе. «Еврейского Антифашистского Комитета» и среди
евреев вообще, возникла мысль превратить весь
Немало евреев и сейчас, в 1967 году, состоит Крым, опустевший в результате войны, в еврейскую
в числе членов Союза Писателей СССР, как напри- национальную область или республику.
мер, Никулин, Каверин, Козаков и много других. И
говорить о полном отстранении евреев от участия в Результатом было, так называемое, «Крым-
культурной жизни СССР, конечно, нельзя. ское дело», которое повлекло за собой роспуск «Ев-
рейского Антифашистского Комитета» и репрессии
Но, что они потеряли прежнее монопольное по отношению к ряду советских вельмож-евреев, в
положение и ведущую роль — это несомненно. Вот том числе и Соломону Лозовскому (Дриздо), возгла-
это-то обстоятельство их и раздражает. вителю этого комитета.
Характерны и заслуживают особого внимания Население страны об этом плане не знало ни-
слова Жданова, положившиеначало признанию то- чего и нигде он на страницах печати и на собрани-
го, что культура должна быть национальной по са- ях, насколько известно, не обсуждался. Но ЦК пар-
мому своему существу, и, что она уходит своими тии сразу же пресёк всё в самом корне, ибо он отда-
корнями в далёкое прошлое народа. вал себе отчёт в том, к чему это может повести.
«Безродные космополиты», — сказал Жда- Подробности «Крымского дела» ещё ждут
нов, коммунист, последователь идей III интернаци- своего объективного исследователя, ибо, для исто-
онала. И никто, кроме заграничного еврейства, про- рического исследования ещё не пришли сроки.
тив этих слов не запротестовал...
Много в этом «деле» ещё тёмного и неизвест-
Не есть ли это доказательство осознания ного. Но самый факт молниеносной реакции прави-
народом всей ценности и глубины своей нацио- тельства СССР на этот план указывают, какое ему
нальной культуры? придавалось значение.
И, в то же время — невысказанный протест, Превращение всего Крыма, с его природными
что, от имени народа, выступают и говорят те, кому богатствами, гаванями и морской крепостью Сева-
эта народная культура чужда, непонятна и враждеб- стополем в еврейскую национальную область или
на?... даже республику, по мнению правительства СССР,
было бы «военным риском» для Советского Союза,
То, что Андре Жид записал в своём дневнике с чем солидаризировался и Хрущёв во время своего
ещё до первой мировой войны — то самое, только выступления в августе 1956 года, о чём пишет Р.
другими словами, высказал Жданов, после оконча- Абрамович в «Социалистическом Вестнике» (май
ния второй мировой войны. 1957 г.), называя эту мысль «чудовищной».
«Культура есть наследие отцов и дедов, кото- Насколько она «чудовищна» судить трудно...
рое надлежит передать потомкам». — Так поучают Но, если представить себе реально, во что бы выли-
духовные вожди и элита каждого народа. лось осуществление «Крымского плана» — то не
так уже невероятно и опасение «военного риска»,
В СССР тридцать лет это наследие отцов и высказанное Сталиным и повторенное Хрущевым.
дедов было под запретом и, если о нём и упомина-
лось, то всё прошлое изображалось в самых чёрных В атмосфере холодной войны, когда всё ев-
красках. рейство — на стороне противников СССР, как госу-
дарства (а не только противников, существующего
И, когда были произнесены слова «безродные там социального порядка), — наличие «еврейского
космополиты» народ их воспринял, как признание государства» в Крыму, быть может, действительно
самой властью, что лояльность тех, кто от его име- представляло собою «военный риск»...
ни тридцать лет говорил и выступал, взята под со-
мнение. И если этот военный риск (без всяких кавы-
чек) был своевременно предусмотрен и предупре-
А это, как раз, соответствовало тому, что ду- ждён — с точки зрения государственной, трудно не
мал народ, национальное чувство, патриотизм кото- одобрить то, что до создания этого государства не
рого, после победоносной войны и всего на ней ви- дошло.
денного и пережитого, был обострён.
Если Р. Абрамович и его единомышленники
Сталин, который был хорошо осведомлён об это и не одобряют — зато, всё население России-
этих настроениях, учёл это обстоятельство и всяче-
ски подчёркивал жертвы и заслуги во время войны
111