Page 111 - EvRiSR
P. 111

Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»

интересующихся этим вопросом.                               Тогда, надо полагать, блудное око Вишняка
       Вот, что читаем мы на страницах 95-97 сбор-   ещё не обнаружило того начала уравнения евреев в
                                                     правах, которое теперь называют «антисемитиз-
ника II «Еврейский Мир», Нью-Йорк, 1944 г.:          мом»...
       «И самый крайний радикализм не страхует от
                                                            А, через несколько строк, в той же книге и на
антисемитизма, как и революция — в прошлом и         той же странице, М. Вишняк пишет:
будущем — отнюдь не гарантирует того, что дис-
криминация и диффамация меньшинств веры, расы,              «Боязливые и двоедушные — евреи и не-
цвета кожи могут быть сметены окончательно и         евреи — рекомендуют обантисемитизме не гово-
бесповоротно.                                        рить из опасения, что разговоры о дискриминации и
                                                     диффамации по мотивам расы и цвета кожи только
       Можно привести множество свидетельств то-     способствуют усилению и распространению самой
му, как самые замечательные и передовые умы ока-     диффамации и дискриминации».
зывались во власти антисемитизма. Ограничимся
одной иллюстрацией из практики нового времени,              Сам же Вишняк не только говорит, но и пи-
недостаточно известной.                              шет, выступает, организовывает борьбу с антисеми-
                                                     тизмом в мировом масштабе, каковую, по его мне-
       Андре Жид, по всей справедливости, считался   нию, надо вести «начиная с осведомления об очагах
одним из корифеев французской изящной литерату-      инфекции и кончая её прямым предупреждением и
ры XX века, одним из первых её светил. Иностран-     пресечением»...
цы — возьмите недавно вышедшую биографию
Жида, написанную Клаузом Манном, сыном Томаса               Выступая на общем собрании еврейских фе-
Манна — называют Жида «наиболее выдающимся           дераций в Кливленде в январе 1943 года и отвергая
современным автором XX века», «моралистом с ху-      наличие даже намёка на «антисемитизм» прави-
дожественным гением», «чьё бессмертие обеспече-      тельства СССР, Вишняк вряд ли мог предполагать,
но».                                                 что, всего через три года, этим самым правитель-
                                                     ством СССР будет одобрено и поддержано выступ-
       Жид был известен крайним радикализмом во      ление Жданова, поставившего проблему «безрод-
многих областях жизни; а политически он был свя-     ных космополитов» и поведшего борьбу против их
зан со всем «крайним левым», что только было во      засилья в культурной жизни страны.
Франции XX века. Одно время он сделался даже
приверженцем и попутчиком большевизма. Он                   Додумался ли Жданов до этого сам или ему
дружил с Леоном Блюмом, часто, с юношеских лет и     помог в этом М. Вишняк широким оповещением о
до самой французской катастрофы, бывал у Блюма       сокровенных мыслях Андре Жида, записанных им в
дома, был его конфидентом, одно время соредакто-     дневнике, конечно, установить нельзя. Да это и не
ром и т.д.                                           важно, и не имеет значения.

       В начале 1940 года Жид опубликовал свой              Важно другое: то, как это было встречено
дневник за 40 лет — огромный том, свыше тысячи       русскими деятелями культуры в СССР, и что это
страниц. И здесь Жид оказывается не только лич-      было начало новой политики правительства в СССР
ным ненавистником Блюма, но и «культурным» ан-       в еврейском вопросе, направленной к уравнению,
тисемитом.                                           фактическому, а не только на словах, евреев с
                                                     остальным населением, каковое уравнение неиз-
       Он отрицает за «пришлыми» во Франции ли-      бежно вело к потере евреями того привилегирован-
тераторами-евреями право считаться французскими      ного положения, которое они имели в СССРпочти
писателями. Порто Риш, Блюм и другие авторы, во-     30 лет.
шедшие во французскую литературу, критику, те-
атр, не писавшие никогда на другом языке кроме              Неудивительно, что этот новый курс полити-
французского — по мнению Жида — не француз-          ки правительства был воспринят всем еврейством
ские писатели и не могут на то претендовать.         диаспоры, как «антисемитский», и это отвратило
                                                     его неизменно благосклонное отношение ко всему
       “Какое для меня значение, что литература мо-  происходящему в СССР на путь активной поддерж-
ей страны обогатится, если это будет в ущерб её      ки сил и течений, враждебных не только системе и
значению. Лучше исчезнуть, когда у француза не       социальному порядку СССР, но и тех, кто ставил
оказалось бы больше сил, чем предоставить неучу      своей целью ликвидацию, путём расчленения, еди-
играть роль француза вместо него, его именем” 37.    ного государства, называвшегося раньше Россия и,
                                                     в годы власти еврейской этнической группы, пере-
       «Надо помнить, кем был Жид для Франции и      именованного в СССР.
её литературы — что он был властителем дум и душ
двух поколений французов, чтобы по достоинству              И именно в этой перемене политики прави-
оценить трагическую показательность этого «слу-      тельства СССР, надо полагать, надлежит искать
чая». Это — индивидуальный случай, но не баналь-     причину особых симпатий еврейства диаспоры,
ный»...                                              проявляемым разного рода сепаратистским группам
                                                     отдельных народностей СССР, чего в годы предво-
       Так пишет Марк Вишняк, который, в той же      енные не замечалось.
книге, на следующей странице (98) пишет следую-
щие слова: «О СССР и убежденнейшие его против-              Совсем по-иному был воспринят новый курс в
ники не скажут, что там культивируется антисеми-     еврейском вопросе теми деятелями культуры, кото-
тизм правительством».                                рые были не-евреи.

        37 Запись от 24 января 1914 года, стр. 397.         Об этом не писалось в газетах, не дискутиро-
                                                     валось на собраниях и митингах, но определённо

110
   106   107   108   109   110   111   112   113   114   115   116