Page 38 - EvRiSR
P. 38
Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»
именно жидов. кам.
Против первых она, как и весь русский народ, Почему можно было призывать к погромам
ничего не имеет; против вторых — «имеет много, со помещичьих усадеб у прочих «буржуев», а нельзя
своей рабочей точки зрения».... оправдывать «народный гнев», если жертвою и объ-
ектом являются евреи?..
В конце статьи автор напомнил, что и Вели-
кая Французская Революция началась с избиения В полемике в радикально-революционных
евреев и сослался на Карла Маркса, «который ко- кругах, которая велась в начале 80-х годов, в связи с
гда-то прекрасно объяснил, что евреи воспроизво- приведёнными выше высказываниями «Народной
дят, как в зеркале (и даже не в обыкновенном, а в Воли» по вопросу о «еврейских беспорядках», при-
удлинённом виде), все пороки окружающей среды, няли участие ряд виднейших революционеров-
все язвы общественного строя, так, что когда радикалов, основоположников движения: Лев Тихо-
начинаются антиеврейские движения, то можно миров, Яков Стефанович, П. Лавров, Лев Дейч и дру-
быть уверенным, что в них таится протест про- гие.
тив всего порядка и начинается движение более
глубокое»7. Резюмируя эту полемику, досконально её
изучивший, Давид Шуб (еврей), много лет спустя,
Автором прокламации «Народной Воли» был когда улеглись все страсти, в 1944 году пишет:
еврей — Савелий Златопольский — член Исполни-
тельного Комитета «Народной Воли», сумевший «Нельзя, однако, отрицать, что большин-
остаться на свободе после того, как из 28 членов ство русских революционеров начала 80-х годов из-
было арестовано 20. бегали открыто и резко отмежёвываться от точ-
ки зрения по еврейскому вопросу, выраженной в ше-
Автором статьи в шестом номере «Народной стом номере «Воли Народа».
Воли» был член Исп. К-та Г. Романенко, введённый
в состав Комитета после 1 марта 1881 года. «Еврейские беспорядки», по мнению Якова
Стефановича, бывшего после 1 марта 1881 года
Автор статьи в «Приложении» к «Листку членом Исполнительного Комитета «Народной Во-
Народной Воли», о которой упомянуто выше, неиз- ли», «являются чисто народным движением, а отно-
вестен. ситься не только отрицательно, но даже индиффе-
рентно к чисто народному движению мы не впра-
(Авторство С. Златопольского больше полу- ве»...
столетия никем не оспаривалось. Но, после 1917
года, вопрос авторства опять всплыл, в связи с вос- Такой же точки зрения придерживался и Лев
поминаниями Анны Корб, бывшей в 1881 г. членом Тихомиров, что подтверждает Плеханов, который
И. К. «Народной Воли», которая утверждает, что вёл с Тихомировым спор по этому вопросу осенью
автором этой прокламации был не Златопольский, а 1882 года, в эмиграции.
Романенко. Исследователь этого вопроса, сам еврей,
Давид Шуб, в своём очерке «Евреи в русской рево- Известный революционер П.П. Лавров, кото-
люции» принимает на веру запоздалые разоблаче- рого Д. Шуб квалифицирует, как «несомненного
ния Анны Корб, не объясняя причин такого долгого друга еврейского народа» в письме к П.Б. Аксельро-
молчания этой революционерки.) ду (еврею — русскому революционеру) 14 апреля
1882 года пишет следующее:
Но не авторство (еврея или украинца-
малоросса) взволновало тогда радикально- «Я должен Вам сознаться, что признаю ев-
революционные российские круги. рейский вопрос крайне сложным, а практически для
партии, имеющей в виду сблизиться с народом и
Важно было не то, кто написал, а то, что было поднять его против правительства, и в высшей
написано. И не единолично кем-нибудь, а от Исп. К- степени трудным. Теоретически разрешить его на
та «Народной Воли», в революционно- бумаге очень легко, но, ввиду наличия народной
террористической деятельности которой принимали страсти и необходимости иметь народ, где воз-
участие люди, не считавшиеся со своим происхож- можно, на своей стороне, это совсем другое дело».
дением, расой, религией, социальным положением.
Мысли и соображения Лаврова разделяли и
И сын украинского магната — Дмитрий Лизо- многие евреи-революционеры, отрешившиеся от
губ, и генеральская дочь — Софья Перовская, и сын религиозно-расово-племенного подхода ко всякому
священника — Яков Стефанович, и отпрыски бога- вопросу и требований исключения из общих правил
той еврейской семьи — Савелий и Григорий Злато- и положений для своих единоплеменников (чем и
польские и еврейка-пролетарка — Геся Гельфман... поныне грешат многие евреи, находящиеся на клю-
чевых позициях политической и культурной жизни
Психологически немыслимым, морально не- разных государств и народов).
допустимым и глубоко лично оскорбительным для
любого из этих людей, рискующих собственной Вот что, по этому вопросу, писал еврей Л.
жизнью, ради достижения того, что, по их мнению, Дейч еврею П. Аксельроду:
должно было принести лучшее будущее, была бы
постановка вопроса о том, что принесёт это осу- «Еврейский вопрос теперь, на практике, дей-
ществление его близким или далёким родственни- ствительно, почти неразрешим для революционера.
Ну, что им, например, делать теперь в Балте, где
7 Приведённое выше взято из статьи Д. Шуба бьют евреев?... Заступиться за них — это значит,
«Евреи в русской революции», напечатанной в сборнике как говорит Реклю, “вызвать ненависть против
«Еврейский Мир», Нью-Йорк, 1944 год. революционеров, которые не только убили царя, но
и жидов поддерживают”... И приходится им быть
37