Page 33 - EvRiSR
P. 33

Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»

       Были, конечно, и прекраснодушные идеали-                      Политических партий еврейских тогда вооб-
сты-мечтатели, которые традиционно становились                ще не существовало. А, ко вступлению евреев в по-
на сторону тех, кто кричал о своих мучениях, не               литические группировки общероссийские не встре-
вдаваясь в рассуждение, насколько оправданы эти               чалось никаких препятствий ни со стороны русской
крики и не желая «выслушать и другую сторону»...              общественности, ни со стороны самих образован-
                                                              ных евреев, считавших это нормальным и есте-
       Коли плачут и стенают — значит, страдают...            ственным.
Надо помочь и от мучений спасти... А тех, на кого
жалуются плачущие и стенающие (власть и прави-                       И в 70-х годах мы уже встречаем евреев в ря-
тельства), надо осудить...                                    дах общероссийских политических группировок, не
                                                              только в качестве рядовых членов, но и на руково-
       Сами евреи вообще не допускают и мысли,                дящих ролях.
что они когда-нибудь и в чём-нибудь могут быть
неправы.                                                             Правда, не так много, но всё же, они были там
                                                              и никто и никогда из этого тогда вопроса не делал.
       Вот, что пишет по этому вопросу И.М. Бикер-
ман в своей статье-очерке «Россия и русское еврей-                   А через четверть века, на рубеже столетий и в
ство»5:                                                       годы, предшествовавшие революции 1905-6 годов,
                                                              когда уже сложились и оформились общероссий-
       «Еврей на всё отвечает привычным жестом                ские политические партии — евреями были запол-
и привычными словами: известное дело — мы во                  нены ряды этих партий и группировок, почти ис-
всём виноваты. Где бы ни стряслась беда, будут                ключительно «левых» и революционных, в которых
искать и найдут еврея. Девять десятых того, что               мы видим евреев очень часто на самых ответствен-
пишется в еврейских повременных изданиях по по-               ных и высоких партийных постах.
воду евреев и России, составляет только пересказ
этой стереотипной фразы.                                             В партиях же и группировках, так называе-
                                                              мых, «правых», с национальным или националисти-
       Так как всегда и везде мы, евреи, конечно ви-          ческим уклоном, как правило, евреев не было. Хотя,
новаты быть не можем, то еврей делает отсюда                  надо признать, бывали случаи, когда богатые евреи
весьма лестный для нас и, на первый взгляд, весьма            и поддерживали их финансово.
удобный вывод, что мы всегда и во всём правы.
Нет, хуже: он просто отказывается подвергнуть                        Вся же, пятимиллионная масса евреев — рус-
собственному суду своё поведение, отдать самому               ских подданных, за редчайшими исключениями,
себе отчёт в том, что он делает и чего не делает,             была единодушна и единомысленна в своих оппо-
но, может быть, должен был бы делать. И так                   зиционных настроениях и представляла собою го-
как с разных сторон к нам предъявляются претен-               товый кадр, тесно спаянных своим происхождением
зии, сыплются на нас упрёки и обвинения, то вино-             граждан, стремившихся изменить политическую
ваты наши обвинители, виноват мир, виноваты все               систему, а также, и социальный строй России, и
прочие, только не мы»...                                      ждущих только момента для применения своих сил
                                                              в деле переустройства страны, в которой они жили.
       В другом месте того же сборника мы находим
ещё и следующую фразу: «Еврей не признаёт суда                       Одни из них хотели это переустройство про-
истории. Он сам судит историю»...                             вести путём эволюционным, путём разных реформ.
                                                              Но таких было немного. Большинство, если и не
       И не только историю, можно добавить, но и              высказывало, то молчаливо одобряло идею насиль-
выносит своё суждение о культуре, быте и жизни                ственного изменения существующего порядка пу-
других народов, не допуская даже мысли, что кто-              тём революции.
либо, не принадлежащий к еврейскому племени,
вообще может иметь и своё суждение о евреях, их                      Влияние еврейской этнической группы на
культуре, литературе, быте, расово-племенных осо-             культурную жизнь России и создание многочислен-
бенностях.                                                    ного кадра евреев с русским образованием было
                                                              облегчено быстрым и успешным проникновением
       А в то же время, сами всячески стремились              евреев во все отрасли хозяйственной жизни страны.
принять участие во всех секторах общественной,
политической и культурной жизни России, сначала,                     Многие евреи быстро богатели и стремились
в 60 и 70-х годах прошлого столетия, робко и не-              дать своим детям высшее образование, а также не
уверенно и притом, сами проникнутые ассимиляци-               жалели денег на все те общественные и культурные
онными настроениями, искренне стремясь слиться с              общероссийские начинания, которые могли быть
русскими.                                                     полезны евреям. Сейчас, непосредственно, или в
                                                              более или менее отдалённом будущем.
       Эти два десятилетия характерны отсутствием
каких-либо ограничительных мероприятий со сто-                       Особенное внимание было обращено на пери-
роны русского правительства, что у многих евреев,             одическую печать, которая во всём мире начинала
получивших образование в русских учебных заве-                приобретать всё большее и большее влияние на
дениях, вызывало даже некоторый энтузиазм и же-               внутреннюю и внешнюю политику всех государств.
лание «стать русскими».
                                                                     В чьих руках печать страны — у того в руках
       Полной ассимиляции препятствовало только               и возможность не только влиять, но и направлять и
различие религий, что, в те времена, значило нема-            руководить в желательном направлении обществен-
ло.                                                           ным мнением и настроениями.

        5 Сборник 1, «Россия и евреи», Берлин, 1924 год.             Для этого надо иметь кадры образованных и
                                                              способных людей, а также и немалые средства для

                                                          32
   28   29   30   31   32   33   34   35   36   37   38