Page 36 - EvRiSR
P. 36

Андрей Дикий «Евреи в России и в СССР»

щиками», «часовщиками», «стекольщиками»...                       А потому, все поддерживали и даже принима-
       Благодаря врождённым способностям к тор-           ли участие в общероссийских политических парти-
                                                          ях, стремившихся изменить существовавший соци-
говле и посреднической деятельности, евреи почти          альный и политический строй страны.
полностью вытеснили не-еврейских торговцев и
ремесленников из городов и местечек всей «черты                  Одни больше склонялись к пути эволюцион-
оседлости» и, в значительной степени, и из других         ному, реформам, другие предпочитали путь рево-
мест вне «черты» (ремесленники-евреи могли про-           люционный и, со всем пылом, устремлялись в пар-
живать повсеместно и вне «черты оседлости»).              тии революционные и быстро занимали в них ко-
                                                          мандные положения.
       И в годы, предшествовавшие 1 мировой
войне, во многих городах и местечках России,                     Впоследствии, когда наступила революция и
начиная с вечера пятницы и до вечера субботы, ни-         вчерашние ссыльные, подпольщики, агитаторы и
чего нельзя было купить: все торговцы были евреи,         пропагандисты стали вершителями судеб России,
которым их религия запрещает торговать в субботу.         это ощущение взаимосвязанности и единства всего
                                                          еврейства спасло жизнь представителям еврейской
       Русское Правительство, которое так много           крупной буржуазии.
обвиняют в притеснении евреев, относилось к этому
терпимо и не заставляло евреев торговать в субботу.              Их единоплеменники заняли немало руково-
А не-еврейское население приноровилась к этому            дящих положений в тех органах власти, которые
явлению и никаких конфликтов на этой почве не             могли, по своему усмотрению, распоряжаться жиз-
происходило.                                              нью советских граждан.

       Кроме городов и местечек, в каждом селе                   Случаев физического уничтожения предста-
«черты оседлости» жило несколько еврейских се-            вителей крупнейшей и крупной еврейской буржуа-
мейств (обычно не больше 2-3), имевших мелочные           зии и лиц свободных профессий — евреев не было
лавки и скупавших у крестьян их продукты (яйца,           или почти не было.
птицу, шерсть, щетину), а также, имевших неболь-
шие крупорушки, мельницы и маслобойни.                           Уничтожение же буржуазии не-еврейской, в
                                                          годы террора, было явлением обычным.
       Жили они весьма замкнуто, строго придержи-
ваясь ритуалов Талмуда, и с местным населением не                Конечно, революция и отмена частной, соб-
только не смешивались, но и не общались, кроме,           ственности не могли не коснуться и евреев — капи-
как в плоскости чисто деловой, коммерческой.              талистов и собственников. Их капиталы были соци-
                                                          ализированы или национализированы наравне со
       Наряду с крупной, средней и мелкой буржуа-         всеми остальными и материально они пострадали.
зией, ремесленниками и людьми свободных про-
фессий, русское еврейство имело и многочисленный                 Но эти потери были с избытком компенсиро-
пролетариат, живший в городах и местечках «черты          ваны тем, что еврейство, в целом, от революции по-
оседлости».                                               лучило.

       Этот пролетариат, в значительной своей ча-                Революция 1917 года принесла всем евреям
сти, влачил нищенское существование, работая в            России не только равноправие, но, фактически, при-
разных капиталистических предприятиях лёгкой              вилегированное положение и многих из них вознес-
промышленности или перебиваясь мелким маклер-             ла на положение вельмож всероссийских.
ством и посредническими услугами.
                                                                 Отрицать это — значит отрицать общеизвест-
       В бытовом отношении этот еврейский проле-          ные факты, которые не оспариваются даже евреями.
тариат жил такой же обособленной жизнью, как и            Слишком они очевидны и бросаются в глаза.
все остальные евреи.
                                                                 А равноправие (и даже привилегированное
       Только представители свободных профессий           положение) открыло перед русскими евреями новые
(адвокаты, врачи, журналисты), да самая высшая            возможности, которые, в первые тридцать пять лет
социальная верхушка, в значительной степени, вы-          советской власти, и были полностью использованы.
ходили из замкнутого круга чисто еврейского быта
и, если не сливались, то общались с окружающим                   Участие евреев во всех отраслях хозяйствен-
населением.                                               ной, политической и культурной жизни России, пе-
                                                          реименованной в СССР, было обратно пропорцио-
       Основная же масса русского еврейства, как в        нально их числу в стране.
«черте оседлости», так и вне её, крепко держалась
заветов старины и была на редкость единодушна и                   Участие и роль евреев
единомысленна в стремлении их сохранить и сбе-                    в культурной жизни России
речь.
                                                                 В культурную жизнь России евреи начали
       И, благодаря этому, всё еврейство России, не-      включаться только во 2-й половине 19 века, не
смотря на резкие социальные расслоения и вытека-          встречая никакого противодействия или ограниче-
ющие отсюда противоречия классовых и бытовых              ния ни со стороны Правительства, ни, тем менее, со
интересов, представляло собою одно монолитное             стороны российской интеллигенции и обществен-
целое; во внееврейских вопросах все евреи, от мил-        ности.
лионера до нищего, реагировали одинаково.
                                                                 Их принимали в свою среду, как своих, как
       Вплоть до революции 1917 года все евреи бы-        «русских иудейского вероисповедания» — в лите-
ли недовольны тем, что в России существовали ещё          ратуре, в адвокатуре, в политических группировках
некоторые ограничения для их единоверцев.                 и организациях.

                                                      35
   31   32   33   34   35   36   37   38   39   40   41